
Круглый стол «Соучаствующее проектирование: миф или реальность?»
27 ноября 2023 г., в Государственной Думе РФ, 14.00-16.00, будет проходить Круглый стол на тему «Соучаствующее проектирование — миф или реальность?».
Место проведения: г. Москва, Охотный Ряд, д. 1, Малый зал Государственной Думы.
Вот уже почти 4 года, как в Российской Федерации реализуется Национальный проект «Жилье и городская среда», одной из значимых целей которого является создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды и планомерное поступательное увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов.
На дату начала действия Нацпроекта – 01.01.2018г. базовое значение доли граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, равнялось 5%, в то время как в 2024 году доля такого участия должна составить не менее 30%.
Основной вопрос мероприятия: есть ли объективная необходимость нормативно обязать ОИВ, МСУ привлекать жителей соответствующих территорий (от дворов до масштабных городских пространств) к разработке проектов благоустройства, предоставлять возможность контролировать и влиять на выбор МАФ, ход работ и так далее. Круглый стол проводится в рамках исполнения поручения Президента РФ Путина В.В. об увеличении процента участия граждан в принятии решении по обустройству территорий (утв. Президентом РФ 04.06.2023 №Г1р-1111)) и на основании Приказа Минстроя России от 30.12.2020 N 913/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды».
2024 год должен стать годом подведения итогов реализации проекта, подтвердить его актуальность и на будущие периоды, вследствие чего проводимый Круглый стол призван сформировать ответы на следующие важные вопросы:
- Существует ли потребность в регионах в пролонгации действия Нацпроекта «Жилье и городская среда»?
- Каковы основные позитивные моменты реализации проекта в части вовлечения граждан в реализацию проектов по созданию комфортной городской среды?
- Какие сложности возникают/озвучиваются жителями при участии в процессе благоустройства? В чем заключаются главные противоречия и сложности внутри групп жителей благоустраиваемых территорий и какие вопросы по мнению жителей необходимо доработать, чтобы вовлечение стало комфортнее и масштабнее (жителям хотелось принимать участие в процессе)?
- Какие основные механизмы вовлечения граждан, в том числе поименованные в «Целевой модели по вовлечению граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды», Стандартах от 2020г., разработанных АСИ, и Приказе Минстроя России от 30.12.2020 N 913/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды», являются наиболее успешными и находят наибольший отклик у населения?
- Достаточно ли, в том числе по мнению жителей, проведения только онлайн-форматов опросов/голосований/информирования граждан о будущих проектах по благоустройству?
- Влияет ли вовлечение жителей в процессы благоустройства на отношение к действующей власти на местах? Если да, то в какую сторону?
- Достаточно ли полно сформулировано определение термина «Мероприятия», как основание для расчета показателя вовлеченности граждан, в Приложении N 9 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 апреля 2019 г. N 228/пр «Методика расчета доли граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды»?
- С какими основными сложностями процесса вовлечения жителей в проекты сталкиваются субъекты Нацпроекта (ОИВ, органы МСУ и т.д.)?
- Какие проекты, реализованные в регионе, являются наиболее успешными?
- Требуется ли доработка Стандартов вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды, разработанных АСИ в 2020 году?
Основные задачи Круглого стола:
— сформировать понимание о необходимости пролонгации/не пролонгации по мнению субъектов Нацпроекта на следующие периоды с учетом сложившегося опыта регионов;
— понять, каким законодательством будет регулироваться требование об обязательном привлечении граждан в процесс благоустройства, в случае завершения нацпроекта;
— понять, корректен ли термин «соучаствующее проектирование», или же более уместен термин «соучаствующее благоустройство»;
— понять, нужно ли дополнить оценку эффективности проекта критериями второго порядка (например, ввести оценку удовлетворенности граждан итогами благоустройства через определенный период времени);
— оценить фактически сложившуюся практику вовлечения граждан в процесс соучаствующего проектирования, а также ее оценки жителями – является ли реализуемое вовлечение полным и достаточным для формирования у жителей ощущения ответственности за место их жительства;
— оценить необходимость внесения в ст.45.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункта 2.1. следующего содержания:
2.1. Правила благоустройства территории муниципального образования должны регулировать вопросы порядка обязательного участия граждан в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
По итогам Круглого стола будет составлена резолюция по вышеуказанным вопросам, в том числе по дополнению/изменению действующего законодательства в применимой сфере, которая будет направлена в соответствующие заинтересованные ФОИВы и органы МСУ.
Спикеры Круглого стола:
- Даванков В.А., Заместитель Председателя Государственной Думы
- Леонов О.Ю., Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
- Самошкина Алена Николаевна, Руководитель комитета по благоустройству и организации городского пространства
- Зайпуллаев Муслим Магомед-Ярагиевич, Министр Министерства строительства и ЖКХ Чеченской республики
- Ибрагимова Наталья Николаевна, Министр архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области
- Еренков Андрей Александрович, Министр архитектуры и градостроительства Воронежской области
- Соколов Сергей Анатольевич Министр строительства и ЖКХ Саратовской области
- Канунникова Лариса Викторовна, Заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга
- Манжула Екатерина Александровна, Директор АНО «Центр компетенций Ленинградской области»
- Белоусова Полина Владимировна, Руководитель Волгоградского регионального центра компетенций по вопросам городской среды
- Гуляева Наталья Сергеевна, Заместитель директора Департамента — начальник Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя
- Аникин Антон Анатольевич, Начальник Управления архитектуры и градостроительства города Череповец
- Комкова Мария Сергеевна, Агентство стратегических инициатив, зам. директора дивизиона «Городская экономика»
- Баженова Елена Сергеевна, ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (Государственная Академия)», зав. кафедрой «Архитектурная практика» МАРХИ, Вице-Президент Союза Архитекторов России,
Тема доклада: «Архитектор и общественный интерес»
- Лукичев Александр Николаевич, Директор Университета ТОС, Член общественного совета при Министерстве науки высшего образования, к.и.н.
Тема доклада «Практики эффективного взаимодействия органов МСУ и ТОС по благоустройству территорий»
- Кобзев Андрей Сергеевич, Директор по развитию проектного бюро ООО «М4».
Тема доклада: Основная проблематика вовлечения жителей в процесс соучаствующего проектирования.
- Мурунов Святослав Александрович, Руководитель Института прикладной урбанистики «Социальное проектирование как подход по формированию локальных сообществ: примеры/вызовы»
- Пышнов Сергей Валерьевич, зам. начальника управления по взаимодействию с органами местного самоуправления департамента внутренней политики администрации Краснодарского края
- Разворотнева Светлана Викторовна, Зам.председателя комитета по строительству и ЖКХ ГД РФ
- Расходчиков Алексей Николаевич, председатель правления Фонда «Московский центр урбанистики «Город», к.с.н.







