«Умный» город начинается с умного планирования его инфраструктуры. Развитие любого района начинается с модернизации транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. В Москве реализованы уже многие прорывные технологии «умного города»,  что делает ее одним из лидеров цифровизации среди мировых столиц.

4 июля в рамках Московского урбанистического форума MUF 2019 состоялась панельная дискуссия «Умные районы. Цифровая трансформация городской среды». Организаторами дискуссии выступили Фонд «Московский Центр Урбанистики “Город”» и АО «Мосинжпроект». Российские и зарубежные участники Урбанистического Форума обменялись опытом создания умной инфраструктуры и использования новейших цифровых технологий в сфере строительства и благоустройства городской среды.


«Умный» город начинается с умных подходов и умного планирования его инфраструктуры. Развитие любого района невозможно, если не развивается его транспортная, инженерная, социальная инфраструктура. С этого тезиса начал свое выступление Марс Газизуллин, генеральный директор АО «Мосинжпроект». «Успех в развитии имеют те города, которые обеспечивают опережающее развитие транспортного каркаса» – подчеркнул он. Москва занимает достойное место по протяженности линий метрополитена и по пассажиропотоку среди мировых мегаполисов. С 2011 года московское метро выросло на 42 станций, только в 2018 году было введено 17 станций и построено 3 депо, что является абсолютным рекордом для столичного метростроительства. В конце 2019 – начале 2020 года будут открыты ещё 6 станций, «Лефортово» и «Авиамоторная» на Большой кольцевой линии и четырех станций на новой Некрасовской (Кожуховской) ветке московского метрополитена. Темпы дальнейшего развития метрополитена останутся высокими – по 8-10 станций за год, – и конца 2023 года планируется ввести в строй 50 новых станций.

«Москва строит сегодня метро в те районы, которые дадут активную фазу строительства жилья и других объектов для создания комфортной жизни горожан», – отмечает Марс Газизуллин.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» рассказал и об активном использовании BIM-технологий в работе компании. В частности, открывшийся в июне в Москве Дворец художественной гимнастики был разработан при помощи технологии информационного моделирования и стал победителем Всероссийского конкурса с международным участием «BIM-ТЕХНОЛОГИИ 2016».

Джонатан Спарроу, вице-президент по работе в России и СНГ компании Cisco, также сделал акцент в своем выступлении на проблемах инфраструктуры, без которой никакая «цифровизация» районов, а тем более, городов, невозможна. Cisco стала мировым лидером в области компьютерных технологий именно благодаря проектам по выстраиванию инфраструктуры. С помощью smart инфраструктуры «город сможет быстрее реагировать на разные инциденты, от простых до более серьёзных –экологические катастрофы, наводнения и так далее». Эксперт высказал пожелание, чтобы администрации городов поручали бы многочисленным стартапам, существующим в России, проекты по разработке smart инфраструктуры, чтобы у России были собственные решения в этой области.

Продолжая тему внедрения BIM в строительную отрасль, президент компании «Лидер-Инвест» Максим Берлович отметил определенную консервативность строительной отрасли: внедрение «умных технологий» могут позволить себе далеко не все девелоперы. Тем не менее в «Лидер-Инвест» проектируют дома с помощью BIM технологии уже с 2012 года. Не меньшей консервативностью отличаются и клиенты компаний, которые также не всегда идут навстречу идеям внедрения раздельного сбора мусора, энергоэффективности, экологичности, – то есть всему тому, что непосредственно связано с использованием «умных технологий». За темпами внедрения технологий не успевает не только менталитет, но и государственные нормативы строительства. Максим Берлович резюмировал, что идеи устойчивого развития, экологии и переработки строительного мусора должны стать компонентами ответственности строительного бизнеса перед горожанами.

С практической стороной дела цифровизации городской среды и превращения её в «умную среду» участников сессии познакомил Лоран Буйо, президент компании SIRADEL. Первый шаг на этом пути – создание цифровой модели города, его «цифрового двойника» в формате 3D. В видео компании SIRADEL, которое сопровождало выступление господина Буйо, были показаны модели городов Сан-Хосе (США) и Сантьяго (Чили). Благодаря подобным точным, вплоть до сантиметра, моделям, становится возможным собирать любые данные о городе, от плотности застройки и населения до потребляемого зданиями тепла. Это также позволяет принять решение о дальнейшем развитии города, смоделировав, к примеру, новый район в виртуальном мире, а уже затем перенеся решение в реальность. На примере модели центра Страсбурга Лоран Буйо продемонстрировал, как наглядная визуализация такого показателя, как выхлопы и шум, поможет объяснить горожанам необходимость сокращения количества поездок на личном автотранспорте. А «Тепловая» карта города сможет подсказать городским службам, как оптимально распределять тепло в зданиях через систему отопления.

Также господин Буйо затронул тему создания системы «умных сервисов» в регионе Иль-де-Франс, частью которого является метрополия Большого Парижа. Уже упомянутая визуализация города смогла рассчитать наиболее освещенные крыши Парижа, для последующей установки на них солнечных батарей. Сервис «умная работа» поможет парижанам выбрать работу, подходящую не только по транспортной доступности, но и по реализации своих способностей. Система, которую планируется запустить для жителей региона в следующем году, кроме «умной работы» будет содержать ещё 50 услуг.

О зарубежном опыте цифровизации городской среды рассказал Эммануэль Форест, исполнительный вице-президент группы компаний Bouygues. У группы Bouygues были проекты в Москве ещё со времен Советского Союза, а сейчас Bouygues в партнёрстве с компанией «АИР Магистраль» производит для столицы системы световой сигнализации аварийных служб, что важно для безопасной мобильности москвичей. Говоря о новых проектах цифровизации во Франции, господин Форест упомянул о технологии Blockchain, помогающей учитывать и перераспределять электроэнергию между домами в «эко-районе» Лиона. А в городе Дижон была внедрена единая система управления городом, которая включает в себя регулирование уличного освещения и «центральный гипервизор»: в случае дорожной аварии горожанин сможет вызвать экстренные службы, перекрыть улицу и изменить режим работы светофоров в месте происшествия. Город Дижон стал первым во Франции «подключенным городом», в котором жители могут чувствовать себя в комфорте и безопасности. Дижон – это образец частно-государственного партнёрства, когда вместе с муниципалитетами город развивают корпорации Bouygues, EDF и SUEZ.

Виталий Лутц, главный архитектор Института Генплана Москвы, затронул другую «исторически значимую» тему развития города – трансформацию периферийных зон. По мнению эксперта, за счёт программы реновации именно в этих зонах сегодня формируется «новый каркас публичных пространств». По словам Виталия Лутца, в спальных микрорайонах до этого «города, как среды, не было». Сейчас в них формируются пространства, «которые никогда не будут огорожены шлагбаумом, это всегда зона свободного доступа, зона активной жизни, малого бизнеса, реализации новых форматов соседских сообществ, того, чего не было в нашей ментальности». Тем самым, в спальных районах формируется среда, которая ранее была характерна только для центра города.

Алексей Щербинин, профессор Томского государственного университета, заставил присутствующих задуматься о поиске смыслов, которые придаются тем или иным городским пространствам, – без ответа на этот главный вопрос говорить о насыщенности города цифровыми технологиями преждевременно. В центре любых городских процессов стоит человек. Именно архитекторы и градостроители придают смысл существованию человека в «умном городе», определяя среду, в которой человек живёт. «Общественное пространство, не наделенное смыслом, то есть не привязанное к какой-то идее – это просто пустырь, куда заходят, выгуливают собак, играют с детьми в подвижные игры – не более того», – отметил эксперт.

«Умный город» начинается с умных жителей, а современное градостроительство это скорее органическое развитие территорий, где жители сами формируют свое жизненное пространство», – считает Алексей Расходчиков, сопредседатель Московского центра урбанистики «Город». «В Москве реализованы многие передовые технологии и она по темпам цифровизации начинает опережать другие мировые столицы. Для того чтобы Москва стала действительно умным городом нужно активизировать участие людей и как-то включать в процессы городского развития университеты», – считает эксперт.

Завершили дискуссию две небольших ремарки. Кристиан Беттгер, директор по развитию «А+С Транспроект», акцентировал внимание присутствующих на необходимости рационального подхода на стадии планирования транспортных потоков, так называемого «транспланирования». По его словам, потребителя не интересует «как» передвигаться, он заинтересован в результате – «быстром, надёжном и комфортном» перемещении.


Анна Курбатова, директор Института комплексного развития территорий, рассказала о разработке «экологического каркаса» города по заказу Правительства Москвы. Она отметила, что проекты благоустройства районов включают не только людей, которые в них живут, но и окружающую природу – это уже стало федеральным стандартом.

 


Интервью с участниками:

 

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий