Новые горизонты Новой Москвы. Сбалансированное развитие территорий

2023-08-25

25 августа 2023 года в рамках деловой программы Московского урбанистического форума состоялся Диалог о будущем «Новые горизонты Новой Москвы. Сбалансированное развитие территорий».

В 2022 году Новая Москва праздновала свое первое десятилетие. После такого важного рубежа, пройденного более чем успешно, неизбежно возникает вопрос: «Что дальше?». Новая Москва не собирается сбавлять обороты. Наоборот – сейчас в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО) проектируется и возводится 6 миллионов квадратных метров недвижимости. Семь станций метро находятся в стадии строительства, и в 2023 году из них заработают уже две. Троицкая линия метро станет второй по протяженности линией метро Москвы после БКЛ, а пользоваться ей смогут более 100 000 человек ежедневно. К 2024 году в Крекшино появится новый технопарк общей площадью более 14,5 тысяч квадратных метров. Благодаря полицентричному планированию и активному сотрудничеству администрации и бизнеса, Новая Москва обретает свою идентичность, ассоциируется с молодостью, прогрессом, комфортом, активным образом жизни.

Расходчиков Алексей Николаевич, председатель правления Московского центра урбанистики «Город», открывая мероприятие, определил, что сегодня мы поговорим не только о том, что сделано, но и о будущем, в том числе и об инфраструктурных проектах, преимуществах, о строительстве социальных и спортивно-культурных объектов в Новой Москве.

Владимир Жидкин, руководитель, Департамент развития новых территорий города Москвы, обозначил, что проект Новая Москва реализуется в соответствии с Генпланом, и является результатом качественной работы Института Генплана, Москомархитерктуры, Департамента развития новых территорий города Москвы и в целом всего Правительства. Говоря о реализации проекта, Владимир Федорович отметил, что проект по-прежнему проходит совместно с бизнесом, и это является основным фактором общего участия Правительства Москвы и бизнеса (на сегодняшний день количество инвестиций составляет 3,6 трлн рублей). Если говорить о горизонтах и перспективах развития, то основной критерий, который будет применяться при реализации любого проекта, это улучшение качества комфортной среды, и в каждом проекте мы должны видеть новый уровень качества на всей территории Новой Москвы.

Особое внимание Владимир Федорович уделил понятию комфортной среды, которая в концепции города создается на трех уровнях: 1 уровень – придомовая территория; 2 уровень – это сам жилой комплекс или два-три жилых комплекса и соединяющие пространства между ними; 3 уровень – это связывающие территории между точками роста.  Для создания комфортной среды создаваемого города «необходимо учитывать все три уровня».

Возвращаясь к концепции Новой Москвы через точки роста, выделил 12 точек роста — «моногорода, которые должны быть самодостаточными и связанными между собой транспортной сетью и общественными пространствами». Останавливаясь на каждой категории отдельно, Владимир Федорович отметил следующие позиции:

  • Транспортный каркас – это система, состоящая из трех направлений – метрополитен, МЦД, автомобильные дороги. В перспективе направления развития – увеличение доли электротранспорта; развитие сети «по пути» развитие грузовых перевозок по железной дороге; создание трамвайной сети; архитектурный подход к транспортным объектам; сети транспортно-пересадочных узлов; системы умного управления транспортного комплекса; создание концепции «здоровых улиц»; стремление к «нулевым» выбросам от транспорта; сеть логистических комплексов вдоль ЦКАД; использование беспилотных технологий в перевозках.
  • Рабочие места – на сегодня создано 200 000 рабочих мест. В перспективе направления развития – строительство центров импортозамещения; создание крупных рекреационных зон; развитие малых производств в формате LightIndustrial; модернизация существующих промзон; технопарки; интеграция промзон с жилой застройкой.
  • Объекты образования – построено 133 объекта, планируется 118 объектов.
  • Здравоохранение – 18 объектов введено и 17 еще планируется – самое главное «шаговая доступность».
  • Жилье и общественные пространства – «главное, работать над качеством комфортной среды».

Говоря о том, что Новая Москва вызывает особый интерес у жителей Старой Москвы Владимир Федорович отметил, что в 2014 году 18 % москвичей покупали жилье в Новой Москве, то на сегодняшний день спрос увеличивается и составляет 63 %.

«Новая Москва – город для комфортной жизни».

Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти, ВЦИОМ, говоря о развитии Новой Москвы, прежде всего обозначил, что сами жители говорят о верно выбранном направлении, но вместе с тем существует здоровый социальный запрос на те направления, который достаточно динамично развиваются. Кирилл Сергеевич привел данные социологических опросов жителей Новой Москвы и особо выделил данные, касающиеся вопроса, как изменилась жизнь в Новой Москве за последние два года – 70 % жителей дают позитивную оценку изменениям: 26,4% — безусловно улучшилась, 45,2% — скорее улучшилась.

Отмечая по направлениям, где же эти изменения происходят, были выделены: транспортная ситуация; благоустройства и чистота; оценка комфортности проживания в городе; инфраструктура для отдыха и развлечения; среди критических точек «с отрицательным балансом», также отмечены – ситуация с мигрантами; экология; возможность трудоустройства. Отвечая на вопрос «По вашему мнению, как изменилась транспортная ситуация за последние два года?», отметил, что здесь необходимо учитывать тот факт, что «люди реагируют не сами инновации, а на скорость происходящих изменений» — позитивная динамика в Новой Москве. И если говорить о «топ 3» направления, которые по мнению жителей Новой Москвы являются приоритетными, то это вопрос с парковочными местами; создание новых маршрутов и остановок общественного транспорта; въезды и выезды из района.

Выделяя «Комфортность проживания», основанное на приоритетных направлениях жителей, Кирилл Сергеевич выделил такие понятия — это «зеленая территория»; тишина, спокойный размеренный темп проживания в районе; шаговая доступность метро и хорошая транспортная ситуация в районе. Отвечая на вопрос, каких объектов инфраструктуры не хватает, жители отмечали – медицинские организации; объектов культуры, отдыха и развлечений; объектов для спорта, для образования и объектов транспортной инфраструктуры.

Особая ситуация связана с рынком труда – 28, 7% считают наличие рабочих мест на территории Новой Москвы решающим фактором при переезде — «здоровый запрос на то, чтобы решить маятниковую миграцию и тем самым дают возможность ослабить нагрузку на общественный транспорт».

«Любому градостроителю и исследователю конечно же можно поразмышлять о новых горизонтах будущего, но важна последняя миля социального запроса, которую пройти сложнее всего»

Сергей Караваев, управляющий директор, Инвестиционная группа АБСОЛЮТ, отметил, что принцип «город в городе» является трендом для города Москвы. Соответственно то развитие, которое город закладывает как в транспортную, так и в различную социальную инфраструктуру, находит поддержку в районах с тем, что существует баланс между жильем и сопутствующей инфраструктурой. Сергей Игоревич отметил, что Компания «Абсолют» в Новой Москве с 2010 года и на сегодняшний день разработана конкретная стратегия, которая приведет к определенным результатам к 2030 году, в частности связанных с введенной в эксплуатацию недвижимостью, образовательными учреждениями, рабочими местами, качественным благоустройством и озеленением, дорожной инфраструктурой.

Говоря о ключевых проектах, которые реализуются на территории Новой Москвы (жилая площадь, социальные объекты, инфраструктурные объекты и т.д.), Сергей Игоревич отметил город-парк «Первый Московский», город-парк «Переделкино Ближнее» (зона рекреации — на территории этого объекта находится Большой Федосьинский пруд).

Останавливаясь на развитии офисных центров на территории Новой Москвы (реализовано по Соглашению с городом, содействие в освоении новых территорий), было обозначено, что был учтен девелоперский подход в реализации проектов, так как развитие бизнеса на этих территориях «будет мощным драйвером для их дальнейшего развития».

Ирина Ильина, директор, Институт региональных исследований и городского планирования, НИУ ВШЭ, отметила, что идея реализации проекта Новой Москвы (работа над проектом начинается с 2012 года под лозунгом «Радость жизни») основана на освоении новых территорий, кластеры вдоль линий транспортных магистралей и многое другое — на сегодняшний день  «развивается в рамках единой концепции».

Ирина Николаевна акцентировала внимание на том, «чтобы хотелось реализовать в будущем», связанное с активным развитием мультиканальных транспортных узлов, способное «оживить» те «непопулярные» участки, которые не вовлечены в активное развитие, и которое должно сопровождаться качественными архитектурными проектами.

Говоря о важности развития и сохранения «зеленого города», Ирина Николаевна определила, что здесь необходим более широкий подход. В частности, было отмечено, что промышленные предприятия «должны быть экологически чистыми, энергоэффективными, должны обладать высоким потенциалом инновационного развития», жилые дома, которые характеризуются высокими показателями энергоэффективности; и конечно же «должна быть сохранена та зелень, которая уже присутствует на этих территориях».

Подводя итог, Ирина Николаевна отметила основным аспектом то, что в градостроительстве «надо суметь правильно и творчески спроектировать будущее развитие», так как градостроители – это люди, устремленные в будущее и очень важно, чтобы сохранялась преемственность от идеи к ее реализации, и реализация проекта Новая Москва является самым ярким примером — «от идеи развития новых территорий до тщательно проработанного проекта с основой для комфортной жизни каждого человека».

Халид Эль Адли, главный партнер и управляющий директор, EAG Consulting; профессор городского дизайна, Каирский университет; экс-вице-президент, Международное общество городских и региональных планировщиков; экс-губернатор Гизы (Египет), в своем выступлении более подробно остановился на сбалансированном развитии территорий и отметил, что очень важным аспектом в этом плане является и экономические, и политические, и социальные, и административные и прочие факторы, в том числе и «влияние на окружающую среду» — эти территории должны иметь связь с людьми и должны быть связаны с культурой, с природой, историко-культурным наследием, и в тоже время они должны быть конкурентно способными «как внутри себя, так и вовне».

Говоря о «зеленых городах, эко-городах, Халид Эль Адли важным аспектом определил приоритет сохранения природы, окружающей среды, говоря о «здоровом городе» важным аспектом выделил «благосостояние человека», и концепцию «счастливого города» определил как радость жизни, чувство принадлежности к территории, в которой мы находимся. Также было отмечено, что «города строятся для пешеходов» и в этой связи важно, чтобы транспорт был разнообразен, который соединяет разные части города, и чтобы это приводило к «активности, мобильности людей».

Халид Эль Адли акцентировал внимание на понятии «умный город», где немаловажными факторами являются и электрические заправки для электромобилей, электросамокатов; и «зеленые переработки» мусора; и важен аспект культуры, экономической сбалансированности города, «пространства для людей».

«Очень важно говорить о равенстве, чувстве связи и принадлежности – равенстве транспорта, равенстве людей, равный доступ к различным услугам и сервисам…каждый человек должен быть рад и счастлив, что он живет в этом городе и что этот город зеленый».

Фарход Мусаков, руководитель проектной команды, Studio Master Design (Узбекистан), в своем выступлении обозначил, что совместно с Институтом Генплана была выполнена конкурсное работа, связанная с расширением города Ташкент на 20 000 га до 2050 года. Первый этап включает 6 000 га, и в концепции генерального плана «Нового Ташкента» и освоения новых территорий важным является то, что «сейчас речь идет о совершенно новом городе» (перенос министерств и силовых структур на новые территории).

Фарход Мусаков обозначил, что сейчас реализация проекта находится на первой стадии и в дальнейшем планируется вокруг Ташкента построить 140 км «зеленого пояса» — охраняемая зона, без промышленных зданий. Также было отмечено, что существует необходимость развития спальных районов город Ташкент по принципу «зеленой» архитектуры, со своими пересадочными транспортными путями. Основной проблемой была определена проблема воды и ее распределение между сельским хозяйством и городом, и в дальнейшем планируется опираться на «все научные достижения», чтобы практически не было расхода воды впустую.

Также Фарход Мусаков отметил рост населения, высокую плотность населения и соответственно это является немаловажным фактором в вопросе расширения территорий, и важно, чтобы создавались «хорошие условия жилья, чтобы было выгодно переселяться в этот район» (объекты здравоохранения, образовательные учреждения, рекреационные зоны, административные здания).

Владимир Платонов, президент, Московская торгово-промышленная палата, прежде всего отметил, что «Москва всегда развивалась» и такое крупное развитие, связанное с реализацией проекта Новой Москвы, является правильным решением. Также Владимир Михайлович определил, что немаловажным аспектом является участие предпринимательского сообщества не только в строительстве, создании рабочих мест, офисов, а также важно, чтобы предпринимательское сообщество вместе с органами власти содействовало «восстановлению и обслуживанию памятников истории и культуры» на новых территориях, так как это является элементами внутреннего туризма.

 

Прошедшие мероприятия
8 Сентябрь 2023
Дискуссия «Я и социум. Счастье в большом городе»
Дискуссия «Я и социум. Счастье в большом городе»
6 Сентябрь 2023
Практикум Центра социологии управления и социальных технологий Института Социологии ФНИСЦ РАН: «Диалог всех заинтересованных сторон в проектировании городской среды»»
Практикум Центра социологии управления и социальных технологий Института Социологии ФНИСЦ РАН: «Диалог всех заинтересованных сторон в проектировании городской среды»»
7 Сентябрь 2023
Практикум Института Сетевого Анализа «Интернет-пространство в городской среде: ресурс и инструмент общественного управления»
Практикум Института Сетевого Анализа «Интернет-пространство в городской среде: ресурс и инструмент общественного управления»
5 Сентябрь 2023
Практикум РУС ГЦОЛИФК: «Традиции физической культуры и популяризация спорта»
Практикум РУС ГЦОЛИФК: «Традиции физической культуры и популяризация спорта»
25 Август 2023
Новые горизонты Новой Москвы. Сбалансированное развитие территорий
Новые горизонты Новой Москвы. Сбалансированное развитие территорий
14 Август 2023
Практикум МАРХИ: «Город без границ: инклюзивная среда мегаполиса» на Московском урбанистическом форуме
Практикум МАРХИ: «Город без границ: инклюзивная среда мегаполиса» на Московском урбанистическом форуме
10 Август 2023
Практикум МГУ им. М. В. Ломоносова: «Экосистема инноваций и бизнес-сети» на Московском урбанистическом форуме
Практикум МГУ им. М. В. Ломоносова: «Экосистема инноваций и бизнес-сети» на Московском урбанистическом форуме
9 Август 2023
Практикум ВШЭ на Московском урбанистическом форуме
Практикум ВШЭ на Московском урбанистическом форуме