
Специальный круглый стол «Управление устойчивым развитием муниципальных образований в контексте реализации ЦУР». XXIII ЯМНК
Российский опыт реализации целей устойчивого развития: от мегаполисов до моногородов
Тезисы дискуссии «Управление устойчивым развитием муниципальных образований в контексте реализации ЦУР» (Managing the sustainable development of municipalities in the context of the implementation of the SDGs), организованной по инициативе ВШЭ.
Участники «круглого стола»: представители научного сообщества (ВШЭ, МГУ, РАНХиГС), эксперты из Правительства Москвы, социологи и урбанисты (МЦУ «Город», «Агентство ЭС ДЖИ ЭМ»), делегаты бизнес-сообщества (ПАО ВымпелКом).
Модератор встречи — директор Института региональных исследований и городского планирования Ирина Ильина.
Проекты в области устойчивого развития в России начали активно развиваться накануне пандемии. Это общемировой тренд, направленный на повышение устойчивости, инвестиционной привлекательности городов и регионов, компаний и корпораций, а также на рост качества жизни населения. Эта политика следует 17 мировым целям устойчивого развития (ЦУР), провозглашенными ООН в 2015 году. Изначально в России принципы ЦУР активно продвигались западными корпорациями, но вскоре этот формат работы стали практиковать на государственном уровне. О том, как со временем частные инициативы стали постулатами и элементами государственного и муниципального управления, эксперты научных и бизнес-сообществ, а также представители органов государственной власти обсудили на тематическом круглом столе «Управление устойчивым развитием муниципальных образований в контексте реализации ЦУР» (Managing the sustainable development of municipalities in the context of the implementation of the SDGs), созванном по инициативе ВШЭ.
Член Совета Директоров, генеральный директор «Агентства Эс Джи Эм» Елена Долгих рассказала о синергии ЦУР и госуправления.
«Многие направления, которые были относительно новыми, сейчас учтены на уровне национальных целей. — отметила госпожа Долгих. — Последние три года активно растет государственная политика в области устойчивого развития и формирования долгосрочного стратегического планирования».
Эксперт сделала акцент на том, что в России сформировалась законодательная база в сфере ответственного финансирования, есть национальная методология по зеленому финансированию, формируется законодательная база в сфере климатической повестки.
Что касается общемирового мониторинга достижения ЦУР, то к 2020-му году, через пять лет после анонсирования концепции устойчивого развития, многие страны выпустили Добровольные национальные обзоры. По данным Елены Долгих, Добровольный национальный обзор есть и в России, его дополняет Гражданский обзор по реализации ЦУР и статистические ежегодники Росстата по достижению ЦУР. В 20-ти регионах запущена пилотная программа по оценке развития системы управления на региональном уровне.
«Очень важную работу провела Счетная палата РФ, проанализировав систему госуправления по внедрению политики устойчивого развития».
Елена Долгих
Елена Долгих также рассказала о существующем в России Рейтинге устойчивого развития городов. Оценка городов производится на основе анализа 42 статистических показателей, характеризующих город по трем основным категориям: состоянию экономики и городского хозяйства, социальной сферы, а также экологической обстановке. Данным рейтингом охвачено 185 российских городов с населением свыше 100 тысяч человек – суммарно на этих территориях проживает 77% населения РФ.
Асия Багатырова, представляющая Правительство Москвы, выступила с докладом на тему «Международное сотрудничество Москвы и ОЭСР в ходе реализации ЦУР. Пилотирование опыта Москвы моногородам РФ». Спикер посетовала, что резко изменившаяся экономическая ситуация переломила всеобщий интерес регионов к ESG повестке.
«Все были заинтересованы этой темой, потому что все планировали в ближайшее время заниматься этой политической повесткой, улучшением качества жизни, это очень важно для развития городов», — отметила Асия Багатырова.
На правах сотрудника Департамента инвестиционно-промышленной политики г. Москвы этот эксперт рассказала о московском опыте участия в международном пилотном проекте. Наряду со столицей России в этом пилоте участвовало девять городов из Дании, Германии, Норвегии, Исландии, Бельгии. В рамках этого проекта участники следовали задаче по формированию комплексной оценки долгосрочного развития города с учетом принципов и целей устойчивого развития.
Результаты проекта были презентованы московской группой 1 декабря 2021 года Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), результатом этой презентации стало обсуждение условий вступления России в ряды ОЭСР.
Совместно с ВЭБ РФ московская команда работает над ретрансляцией столичного опыта по достижению ЦУР на моногорода РФ.
«В рамках совместной работы мы выбрали 13 моногородов, которые максимально активны, для того чтобы презентовать методологию достижения ЦУР и показать, как Москва прошла этот путь».
Асия Багатырова
Опыт московского региона изложен в книге, электронная версия которой размещена на инвестиционном портале г. Москвы. В издании собрали все проекты и показатели по достижению ЦУР, которые есть в городе.
Доклад представителя РАНХиГС Александры Авдониной «Принципы экономики замкнутого цикла (ЦУР 11, 12) в стратегии развития муниципальных образований» был отчасти посвящен региональному опыту. Речь шла об экономике замкнутого цикла для регионов, в первую очередь муниципалитетов, так как основой экономики замкнутого цикла являются ЦУР-11 и ЦУР-12 – эти цели посвящены устойчивому развитию городов и вопросам ответственного потребления и производства.
«Именно муниципалитет является своеобразным котлом, в котором все варится, но одновременно и тем самым базисом, с которого начинаются изменения. – отметила Александра Авдонина. — Все, что мы закладываем в понятие муниципальное развитие это те маленькие шажки и дела, основа для больших перемен. Это реализация принципа «думай глобально, действуй локально».
По мнению спикера, именно органами местного самоуправления реализуются основные мероприятия, касающиеся состояния окружающей среды, обращения с отходами, повторного использования ресурсов, привлечения инвестиций под перерабатывающее производство.
«Если мы положим все это в канву тех полномочий, которые есть у органов местного самоуправления, то это станет основным направлением деятельности в рамках реализации принципов циклической экономики или экономики замкнутого цикла», — уверена Александра Авдонина.
Тема выступления председателя МЦУ «Город» Алексея Расходчикова была обозначена как «SDG принципы и здоровое городское планирование в управлении городским развитием». Акцент в докладе был сделан на то, как важно правильно с точки зрения сохранения здоровья жителей управлять городским планированием и развитием.
Эксперт отметил, что сейчас в целом в стратегиях развития городов наблюдается сбалансированный системный подход к основным целям устойчивого развития. Появилось такое понятие как социально-умные и устойчивые города. Создаются условия для социального развития, появляются новые технологии, позволяющие городам развиваться.
На правах социолога Алексей Расходчиков располагает и оперирует довольно интересной статистикой о географических предпочтениях россиян насчет своего места жительства. С одной стороны, есть много регионов, где большой запрос населения на переезд и наблюдается отток жителей. Идет демографический перекос: в одних областях численность сокращается, в других, наоборот, скачкообразно растет, усиливая социальную нагрузку. И перед городами, куда переезжают россияне трудоспособного возраста, встает проблема восстановления производственных мощностей, организации производства и мест приложения труда. Вторая интересная тенденция — порядка 20% участников опросов говорят о том, что хотят приобрести жилье за городом.
«Если мы говорим об управлении городским развитием, уже нужно серьезно переключаться и изучать вопросы, связанные не только с развитием городской территории, но и с пригородом».
Алексей Расходчиков
Что касается развития городов и принципов здорового городского планирования, то, по мнению господина Расходчикова, наиболее перспективной является модель, практикуемая Европейским движением здоровых городов.
«Адепты этого движения ставят во главу угла человека и его здоровье. – пояснил Алексей Расходчиков. — Это четкий план того, как нужно развивать города в части размещения объектов и принципы этого движения во многом созвучны целям устойчивого развития».
На правах представителя бизнес-сообщества с докладом «Цифровая трансформация и взаимодействие с бизнесом как фактор достижения ЦУР в периметре муниципальных образований» выступила Евгения ЧИСТОВА (ПАО ВымпелКом).
Являясь делегатом технологической компании, которая инвестирует в цифровую экономику, Евгения Чистова рассказала, как коллеги могут помочь местным сообществам с точки зрения выработки наиболее правильных, эффективных механизмов взаимодействия. Этому способствует такой инструмент, как «большие данные», это массив информации на основе множества показателей, которые генерят люди, пользующиеся мобильными телефонами.
«Эти обезличенные данные могут помочь составить карту развития социальной инфраструктуры. – отмечает спикер. — Эти данные отвечают на разнообразные вопросы. Например, определяют, что еще требуется из объектов социнфраструктуры, какие в этом плане есть запросы у местного сообщества. Могут быть очень плодотворные коллаборации непосредственно, как с представителями общественности, так и с представителями госвласти».
Big data также может способствовать развитию внутреннего туризма. С помощью этих данных можно выявлять разнообразные метрики, которые помогут сделать города более устойчивыми, более гостеприимными, более оптимальными, с точки зрения размещения туристических потоков.
Сергей Никоноров, представляющий МГУ, выступил с докладом «Роль зелёных финансов в реализации ЦУР». Эксперт отметил, что зеленое финансирование в России имеет высокий потенциал.
«Это и субсидирование купона по зелёным облигациям со стороны государства, и налоговое стимулирование, регуляторные послабления, поддержка среди институтов развития. – отметил Никоноров. — Госкорпорация ВЭБ РФ оценивает потенциал для внедрения зеленых технологий финансирования до 2023 года в 3 трлн рублей».
В завершение участники дискуссии отметили, что местные органы власти имеют огромное значение для достижения ЦУР, но на практике местное самоуправление зачастую не имеет возможности сформировать четкую программу устойчивого развития. Это связано с недостатком информации о целях устойчивого развития и с отсутствием компетенции у специалистов на местах. Вторая причина — дефицит бюджета. На встрече попытались всесторонне обсудить, как можно, анализируя имеющийся опыт, помочь органам местного самоуправления решить первую проблему, повысив уровень компетенций специалистов на местах, ознакомив их с имеющейся методологией.
Участники круглого стола:
Ильина Ирина Николаевна, доктор экономических наук, директор Института региональных исследований и городского планирования Высшей школы экономики
Елена Ивановна ДОЛГИХ (ООО «Агентство ЭС ДЖИ ЭМ») Мониторинг достижения ЦУР. Перспективы и инструменты оценки устойчивого развития российских регионов и городов
Асият Багатыровна БАГАТЫРОВА (Правительство Москвы) Международное сотрудничество Москвы и ОЭСР в ходе реализации ЦУР. Пилотирование опыта Москвы моногородам РФ
Александра Михайловна АВДОНИНА (РАНХиГС) Принципы экономики замкнутого цикла (ЦУР 11, 12) в стратегии развития муниципальных образований
Алексей Николаевич РАСХОДЧИКОВ (МЦУ «Город») SDG принципы и здоровое городское планирование в управлении городским развитием
Евгения Михайловна ЧИСТОВА (ПАО ВымпелКом) Цифровая трансформация и взаимодействие с бизнесом как фактор достижения ЦУР в периметре муниципальных образований
Сергей Михайлович НИКОНОРОВ (МГУ) Роль зелёных финансов в реализации ЦУР
Видеозапись мероприятия






