Круглый стол «Здоровые города: новое качество жизни как драйвер пространственного развития». XI МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРУШИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

2021-05-21

21 мая в рамках IX Грушинской конференции прошёл круглый стол «Здоровые города: новое качество жизни как драйвер пространственного развития».

При планировании здоровой городской среды очень важно ориентироваться на человека и на то, что влияет на его комфортные ощущения в городе. Спикеры круглого стола, исследователи, профессоры и преподаватели в области социологии, экономики, архитектуры и городского планирования, обсуждая качество жизни в условиях мегаполиса подчеркнули существенные критерии, без которых невозможно реализовать концепцию здоровых городов. Это такие аспекты, как: психофизиологический, транспортный, эмоциональный, архитектурно-пространственный, инфраструктурный, защищённость человека (как цифровая, так и реальная), экологический, демографический, медицинский городские системы и социальный.

Пандемия COVID 19 внесла свои коррективы в работу всех структур, обозначив перед нами новые вызовы и тренды. Несмотря на то, что мы оказались изолированы и подвержены ограничениям большинство россиян не занимаются физкультурой и в первую очередь, помимо медицинских показаний, это связано с отсутствием времени. Однако те 24%, которые следят за своим здоровьем и регулярно занимаются спортом, делают это на прилегающей к дому территории, на улице.  При этом в ряде районов отсутствует комфортная зона для спортивных занятий. «Говоря о пространственном развитии здоровых городов, наша задача найти те решения, которые максимально позволят сократить временные расходы на перемещение от места проживания до места, где можно комфортно заниматься спортом» — пояснила Елена Михайлова, советник генерального директора ВЦИОМ.

При проектировании архитектурных решений требуется адаптация под нужды населения, в первую очередь с учётом здоровья горожан, как физического, так и ментального: «Мы должны находить модели, отвечающие на запрос жителей, в том числе с учетом наших погодных условий. Запрос заключается в том, чтобы все условия для спортивной активности были рядом» — заявила она.

В современных мегаполисах одна проблема вытекает из другой: если у населения нет комфортных условий для проживания, для заботы о своём здоровье, трудоустройства и культурного обогащения, то такие обстоятельства приводят к снижению рождаемости. Если же, согласно мнению сопредседателя Фонда «Московский центр урбанистики «Город», кандидата социологических наук Алексея Расходчикова, городское население уменьшается, это говорит лишь о том, что та городская среда, в которой мы живём не позволяет людям комфортно в ней существовать и не способствует продолжению нашего развития.

Существуют государственные программы поддержки семей с детьми, это и материнский капитал, и ипотечное кредитование, но «проблема рождаемости в городах может нивелировать государственные программы по материнскому капиталу, стимулированию рождаемости и другие существующие программы» — говорит Алексей Расходчиков.

Однако есть возможность решить в будущем существующие городские проблемы при выборе правильного вектора развития. «Существуют очень много концепций в урбанистике – это и креативный город, и счастливый город, и 15-минутный город”, но только концепция “здоровые города” ставит во главу угла человека» — добавил Расходчиков.

Стратегия здоровых городов ставит своей задачей повысить качество жизни человека и привнести баланс в его материальный и духовный мир. Данная стратегия подразумевает активное участие населения на всех уровнях городского планирования, включая дороги. Развитая дорожная инфраструктура формирует успешную экономику города. «Важно вовлекать население в разработку стратегических документов на перспективу развития конкретного населённого пункта» — отметила Ирина Ильина, директор института региональных исследований и городского планирования, заведующая кафедры управления развития территории и регионалистики факультета социальных наук НИИ «Высшая школа экономики».  «Существует большая разница между видением будущего города руководящего работниками управленцами и между видением самого населения. Руководители городов часто удивлены тем, что их видение не совпадает с мнением горожан, отсюда и важность формирования документов долгосрочного планирования с активным участием жителей» — уточнила она.

Затрагивая тему дорожно-транспортной инфраструктуры, Григорий Парфёнов, эксперт по городской мобильности департамента транспорта г. Таллина отметил, что все аспекты жизнедеятельности человека тесно взаимосвязаны.

«В 2013 году в Таллине стартовал проект бесплатного общественного транспорта для резидентов города. Несмотря на весь скепсис, стоит отметить, что данный проект оказался для нас экономически эффективным, т.к. повысил уровень доступа к рынку труда и сгладил фактор социального неравенства, что отразилось и на налоговую базу города. В результате удалось планомерно модернизировать, как подвижной состав, так и заняться развитием в целом. Дополнение улично-дорожной сети обособленными полосами сделало транспорт общего пользования более привлекательным за счет сокращения времени в пути. Интеграция с системой перехватывающих парковок на въездах в город и пригородной электричкой в черте города позволили усилить эффект и несмотря на повышение общего уровня автомобилизации, пусть и немного, но все же разгрузить улицы центра. Принята в реализацию вело-стратегия, в рамках которой предполагается разработка конкретных маршрутов, формирующих вело-транспортную сеть. Не обделено вниманием и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в ходе реконструкции улиц. Поскольку городская мобильность – сложный механизм, от которого напрямую зависит экономика города важно найти баланс между всеми пользователями и создать гармонию с точки зрения общественного пространства, чтобы каждому жителю было комфортно в регионе, тогда можно говорить, что и сам регион будет как эффективен, так и привлекателен» —  поделился Григорий.

Комплексный подход к решению существующих проблем мегаполиса – долгий и трудоёмкий процесс, но в перспективе развития и комфортности городов очень оправданный.

Уже сейчас в Москве и Сочи реализуются проекты по популяризации здорового образа жизни. По мнению Златы Чепурной, общественного деятеля и основателя социального проекта «Звёздный десант», здоровый образ жизни – это не только правильное питание, но и здоровое отношение к людям, к природе и к нашей стране.  «Мы, команда “Звёздный десант”, участвуем в спортивных, экологических, благотворительных мероприятиях, проводим образовательные программы, мастер-классы с участием олимпийских чемпионов, телеведущих, актёров и общественных деятелей» — завила она.  Члены команды «Звездный десант» встречаются со школьниками и студентами, участвуют в экологических акциях, возрождают известные туристические тропы, проводя спортивно-экологическую акцию «Экотропа». Данная акция реализует идею «помогая себе, мы помогаем земле» — участники акции на личном примере показывают, как нужно беречь природу и собственное здоровье, всего лишь убрав мусор.

Комфортная для здоровья среда должна окружать человека не только на улице, но и дома.

Артём Давыдов, м. н. с. Информационно-аналитического центра ФБУН НИИРГ им. П. В. Рамзаева обращает внимание на то, что угрозой общественного здоровья служат «невидимые» опасности, о которых большинство россиян не знает – это облучение радоном. Радон является второй после курения причиной заболевания раком лёгких. Воздействие радона на здоровье курильщиков в 25 раз больше, чем некурящих. Радон проникает в помещения через щели в полах или на стуках полов и стен, отверстия вокруг труб или кабелей и в течение дня оседает, поэтому «очень важно проветривать жилые и рабочие помещения, т.к. интенсивная естественная вентиляция разбавляет концентрацию радона до безвредного минимума» — сказал Давыдов.

Другой спикер конференции, Мария Пильгун, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, сообщила, что горожане активно следят за своим здоровьем. Мария Пильгун говорит о направлении, возникшем в 70-х годов прошлого века – экоэтике. В рамках дисциплины Экоэтика возникла мода на свободу и цифровую репрезентацию экологической проблематики, которая реализуется в социальных сетях, микроблогах, блогах, мессенджерах, форумах, телеграм-каналах и других доступных площадках. «Экологическая тематика становится все более актуальной в сетевой коммуникации и способна выступать катализатором в широком диапазоне социальных конфликтов от городских преобразований до политических протестов. Экологические проблемы включаются в систему fashion символов, формируют новую эко-этику городского населения, становятся универсальным кодом, позволяющим решать коммуникативные задачи в бизнес, политических, медийных, социальных и прочих сферах» — рассказала она.

Этичная мода, экологичная мода, vegan fashion и наконец урбоэкология — репрезентация в определенном ракурсе экологических данных, манипулирование страхом людей перед экологической катастрофой значительно расширяют коммуникативный инструментарий, позволяют усилить эффективность воздействия сетевого контента.

На здоровье и поведение жителей влияет и архитектурно-пространственная среда города. Обилие таргетированной и нативной реклам, а также обилие вывесок и рекламных конструкций не только снижают привлекательность города, но и влияют на уровень стресса горожан. Мы живём в эпоху перенасыщенной среды – понятие, которое ввел социолог Г.Зиммель. С позиции Елены Петровской, доцента кафедры Градостроительства МАРХИ, такая среда ведет к негативным последствиям: снижению интереса к новой информации (например, к объявлениям об опасности), снижению ответственности (которая перекладывается на других людей или на обстоятельства), снижению ценности информации (могут недооценивать степень опасности), росту числа посредников в отношениях людей и среды (например, на водителя пишут жалобу, вместо того, чтобы просто поговорить с ним),  росту числа специализированных институтов, опосредующих общение человека и среды.

Стресс и невроз могут усилить уровень тревожности горожан и влиять на их ощущение безопасности, поэтому по утверждению председателя Совета Некоммерческого партнерства «Неправительственный инновационный центр» Сергея Бочкова, все социальные программы должны проводиться с учетом информационной безопасности, чтобы сохранить психологическое здоровье нации. Он также подчеркнул, что «информационная безопасность – это психофизиологическое состояние каждого человека, который считает, что в данный момент времени вероятность реализации каких-либо угроз по отношению к нему равна нулю».

Благополучные условия жизни и среда обитания формируют благополучное общество, а значит и способствует снижению уровня агрессивного взаимодействия.

Выступления экспертов

Пильгун Мария Александровна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института языкознания Российской Академии Наук

Ильина Ирина Николаевна, доктор экономических наук, директор Института региональных исследований и городского планирования Высшей школы экономики

Михайлова Елена Александровна, кандидат социологических наук, советник генерального директора Всероссийского центра исследования общественного мнения

Бочков Сергей Иванович, председатель Совета некоммерческого партнерства «Неправительственный инновационный центр»

Чепурная Злата, руководитель проекта «Звездный десант», Сочи

Видеозапись мероприятия

Прошедшие мероприятия
5 Октябрь 2021
Современные городские решения формирования здоровьесберегающей среды
Современные городские решения формирования здоровьесберегающей среды
5 октября 2021 года в рамках V ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ в online формате прошла сессия «Современные городские решения формирования здоровьесберегающей среды». Модераторы: Расходчиков А.Н. Шестакова Т.Е. Спикеры: Расходчиков А.Н. — Современная урбанистика и здоровье Петровская Е.И. — Здоровая городская среда: взгляд архитектора Концевая А.В. — Здоровая городская среда: взгляд специалиста по общественному здоровью […]
28 Сентябрь 2021
Cборник статей «Университетский город: архитектура смыслов».
Cборник статей «Университетский город: архитектура смыслов».
В этом году Московская международная книжная ярмарка прошла на новой площадке – в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр». Два павильона и несколько крытых уличных шатров разместили более 200 издательств из различных регионов России. Традиционно ММКЯ собирает долгожданные книжные новинки и именно здесь можно встретить самый большой выбор бестселлеров, художественной, детской и научной литературы. В дни проведения […]
8 Сентябрь 2021
Тематический круглый стол «100 ВЕРСТ ОТ МОСКВЫ: ТУРИЗМ ВЫХОДНОГО ДНЯ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»
Тематический круглый стол «100 ВЕРСТ ОТ МОСКВЫ: ТУРИЗМ ВЫХОДНОГО ДНЯ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»
На международном российском туристическом форуме «Отдых-2021» обсудили  перспективы туризма выходного дня. За время закрытых границ у регионов появился шанс выйти на новый этап развития. И часть малых городов этим шансом грамотно распорядилась. В пандемию большая часть туристов предпочитает передвигаться по стране на личном автомобиле – это вполне экономично, минимизирует контакты и дает свободу выбора. В […]
27 Июнь 2021
Международный мит-ап «Культура и коммуникации: новые ресурсы развития городов»
Международный мит-ап «Культура и коммуникации: новые ресурсы развития городов»
С чего начинаются города? Ответ на этот вопрос будут искать на сессии МЦУ «Город», которая пройдет в рамках  международного  мит-апа «Культура и коммуникации: новые ресурсы развития городов» 28-30 июня, Армения-Россия (оффлан и онлайн формат) Встреча открыта для дискуссии между научными и педагогическими работниками, аспирантами, адъюнктами, магистрантами и студентами вузов, представителями бизнеса, общественных и госструктур. Эта […]
28 Июнь 2021
Международная научно-практическая конференция «Культура и коммуникации: новые ресурсы развития городов»
Международная научно-практическая конференция «Культура и коммуникации: новые ресурсы развития городов»
Международная научно-практическая конференция «Культура и коммуникации: новые ресурсы развития городов» собрала профессорско-преподавательский и университетский составы: дебаты вели научные и педагогические работники, аспиранты, адъюнкты, магистранты и студенты вузов. Присутствовали и представители бизнеса, общественных и государственных структур. К сожалению, ситуация с пандемией перенесла часть общения в онлайн формат. Цель конференции – осветить ключевые тренды развития городов и […]
4 Июнь 2021
 Дискуссия «Новая Москва – пространство для жизни». АРХ МОСКВА 2021
 Дискуссия «Новая Москва – пространство для жизни». АРХ МОСКВА 2021
В рамках выставки АРХ Москва-2021 прошла дискуссия «Новая Москва – пространство для жизни». Новая Москва – совместный проект инвесторов и правительства Москвы по расширению территории города за счёт территорий Московской области. Владимир Жидкин, руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы отметил, что строительство в Новой Москве ведётся вокруг человека и его потребностей: «Человекоцентризм и комфортная […]
5 Июнь 2021
Сессия «Здоровьесберегающая среда в контексте социально-экономического развития». Петербургский международный экономический форум.
Сессия «Здоровьесберегающая среда в контексте социально-экономического развития». Петербургский международный экономический форум.
В минувшие выходные в Петербурге завершился Международный экономический форум. На сессии «Здоровьесберегающая среда в контексте социально-экономического развития» модератор  Алексей Расходчиков отметил важность общественного здоровья и благоприятной городской среды, поскольку фундаментальными факторами развития общества служат уровень здоровья и естественный прирост населения, индексы социального благополучия и инвестиции в человеческий капитал. Тема здоровья была отмечена и на других […]
3 Июнь 2021
Дискуссия «Большая кольцевая линия метро: от идеи до воплощения». АРХ МОСКВА 2021
Дискуссия «Большая кольцевая линия метро: от идеи до воплощения». АРХ МОСКВА 2021
Международная выставка архитектуры и дизайна «АрхМосква» всегда была и остаётся площадкой для обсуждения новейших трендов развития столицы. На этот раз темой разговора стал один из самых масштабных и амбициозных проектов транспортного развития Москвы – Большая кольцевая линия (БКЛ) московского метрополитена протяженностью 70 км. В 1950-е годы открытие первого метрокольца стало мощным импульсом для развития прилегающих […]