14 декабря 2020

АРХИТЕКТУРА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ Как университеты формируют городскую среду

Алексей РАСХОДЧИКОВ, сопредседатель фонда «Московский центр урбанистики «Город», кандидат социологических наук

В условиях перехода развитых стран от экономики углеводородов к новой экономике знаний значительно возрастает роль университетов, а конкурентоспособность и развитие стран все больше определяют качество науки и образования, развитие человеческого капитала. Сегодня уже не заводы, а университеты становятся градообразующими предприятиями. Но как должно выглядеть взаимодействие университетов и городов?

Процессы урбанизации населения происходят стихийно, ими никто не управляет. И, как любая стихия, урбанизация порождает разрушения. В данном случае уничтожается тот самый человеческий капитал, который необходим новой экономике знаний. Мы много лет занимаемся урбанистикой – вопросами развития современных мегаполисов, формирования развивающей среды, реновации городской инфраструктуры. И следует признать, что роль современных мегаполисов пока неоднозначна. С одной стороны, они дают рост экономики и инноваций, с другой – создают нечеловеческие условия для жизни людей.

Кризис городов, о котором все чаще говорят коллеги в последние годы, скорее всего, невозможно преодолеть без новых подходов к формированию городской среды. Градостроительство превращается в процесс органического развития территорий, когда сами жители становятся архитекторами своих районов.

Качественное развитие городов требует гибких многофункциональных пространств, способных постоянно меняться в зависимости от меняющихся запросов пользователей городских территорий.

Поэтому в классическом подходе к формированию «умного» города, по Каминосу, присутствуют «умные» технологии, «умное» управление и «умные» сообщества. А инновации рождаются в живых лабораториях городов, а не в кабинетах муниципальных чиновников. Но «умные» сообщества не возникают сами по себе. Одним из возможных решений может стать вовлечение вузов в процессы городского развития. Речь идет о создании «живых лабораторий», в которых научные знания смогут получить практическое применение, а энергия студентов и активных жителей – реализацию в формировании качественной городской среды. Нам нужны открытые лектории и другие формы взаимодействия науки, образования и горожан. Только так мы можем подключить эту третью силу – силу «умных» сообществ к формированию городской среды. Это необходимый элемент, без которого мы не сможем формировать действительно «умные» города.

Но для этого и университеты должны значительно измениться, в первую очередь открыть свои двери. Сегодняшнее образование все еще слабо интегрировано не только с экономикой, но и с теми социальными процессами, которые происходят в обществе.

НОВЫЕ ПРАКТИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Коворкинги

 Совместное потребление

 Общественные пространства

 Каршеринг

 Блокчейн

Интернет вещей

И если первый вопрос сегодня успешно решается через создание бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационных кластеров (таких, например, как «София-Антиполис»), то в вопросе взаимодействия университетов с обществом обратная ситуация: мы наблюдаем снижение влияния вузов на процессы социализации молодежи и развития сообществ. Университеты перестают быть генераторами социальных изменений, перестают порождать притягательные для новых поколений смыслы. И это становится большой проблемой для общества. Когда идеи и смыслы рождаются в политической среде, а новые кумиры – в шоу-бизнесе, мы получаем то самое общество бессмысленного спектакля, о котором писал Ги Дебор, – общество конфликта.

Одним из ключевых вопросов развития образования становится создание новой образовательной среды. Поэтому, когда на полях международного форума МИПИМ-2019 Артем Мальгин предложил нам принять участие в проектах студенческих кампусов, нам это показалось интересным направлением. Формирование современного образовательного пространства не тривиальная задача. По сути, необходимо спроектировать жилую и образовательную среду для поколения, которое мы, мягко говоря, плохо понимаем. Проблема в том, что с появлением интернета изменения начали происходить очень быстро. Сегодняшние студенты по-другому работают с информацией, у них другая система восприятия, другие практики и ценности, виртуализация, совместное использование вещей, они по-другому относятся к образованию, иначе строят карьерные траектории и даже совершенно иначе воспринимают семью.

Поэтому родилась идея привлечь к участию в проектах по созданию новых образовательных пространств команды молодых архитекторов из Франции и России. Идея была простая: пусть вчерашние выпускники или сегодняшние студенты архитектурных вузов сами спроектируют свое образовательное пространство. Конечно, это необходимо делать под руководством уже состоявшихся архитекторов. Но обязательно с участием молодежных команд.

У конкурса две основные задачи:

  • сформировать модель современного образовательного пространства;
  • привлечь внимание к роли университетов в формировании «умной» городской среды.

В 2020 году совместно с Форумом гражданских сообществ «Трианонский диалог» мы планируем провести ряд мероприятий, включая международный конкурс на архитектурно-ландшафтный проект образовательного пространства, цикл сессий с участием экспертов, а также исследования в ведущих вузах России и Франции.

Надеюсь, что итогом этой работы станут не только креативные проекты современной архитектуры образовательной среды. Не менее важными являются вопросы управления взаимодействием городов и университетов, новые модели сотрудничества и совместного развития. Надеемся, что хотя бы на часть из них мы сможем найти ответы.