30 ноября 2020

НАУКА ДЛЯ ЖИЗНИ

Артём МАЛЬГИН, проректор МГИМО

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Внедрение и развитие технологий для «умного» города невозможно без привлечения к этому процессу высших учебных заведений.

Сегодня в Москве сложилась ситуация, когда ведущие университеты страны, лучшие вузы мира практически не участвуют в формировании городского пространства. В то же время мировой опыт доказывает, что устойчивый экономический рост в технологическом, социально-экономическом, культурном развитии требует опоры на университеты.

Именно университетам предстоит готовить профессионалов для цифровой экономики. И, чтобы знания и умения будущих специалистов соответствовали стремительно меняющимся потребностям рынка труда, вузам необходима цифровая трансформация, проводимая в тесном сотрудничестве с компаниями-лидерами в соответствующих отраслях. Среди стратегий университетов по интеграции в международное образовательное пространство – привлечение иностранных ученых, преподавателей и студентов, поддержка программ академической мобильности для собственных ученых и организация зарубежных практик для студентов, а также создание современных кампусов.

Научно-образовательные центры, основанные на взаимодействии власти, бизнеса и университетов, призваны дать старт новому этапу сотрудничества в сфере науки, инноваций, образования, развития цифровой экономики. Согласно целям национального проекта «Наука» к 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научнотехнологического развития.

Зачастую процессы, протекающие в разных странах, похожи как близнецы. Развитие образовательного пространства в России и во Франции во многом идет по схожему пути. Именно поэтому тема развития образования и науки стала главной в рамках работы Трианонского диалога в 2019 году, тема университетских кампусов в силу своей актуальности, как для России, так и для Франции – одной из центральных в обсуждении и совместной работе специалистов двух стран.

Как куратор работы Российско-французского форума гражданских обществ «Трианонский диалог» в России могу утверждать: точек соприкосновения для обсуждения в рамках нового канала взаимодействия много. Наши французские коллеги процесс укрупнения вузов и создания студенческих кластеров начали раньше, наработали определенный опыт. При этом россияне быстро догоняют, а в некоторых вопросах и обгоняют коллег. В рамках Трианонского диалога для молодых архитекторов состоится конкурс на создание проектов образовательных кластеров.

Во Франции в последние несколько лет сформировался тренд на интеграцию усилий бизнеса и индустрии, с одной стороны, и университетов – с другой. Структуры становятся бизнес-партнерами и объединяются в научно-образовательные центры, а важным стимулом для совершенствования этого процесса является поддержка государства. Поставлена задача создать 10 таких центров, часть из них уже сформирована. Наиболее заметный проект – это Университет Лазурного Берега, который еще в 1970-е годы возник как кампус нового типа Университета Ниццы – Софии-Антиполис, а сейчас развивается и укрупняется.

В России формирование научно-образовательных центров мирового уровня осуществляется в рамках национального проекта «Наука». Создавать их будут на основе интеграции высших учебных заведений, научных организаций и производственных предприятий. До 2024 года в стране должно появиться 15 таких организаций. Пять проектов Пермского края, Нижегородской, Кемеровской, Белгородской областей, а также межрегиональный проект Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (Западно-Сибирский НОЦ) отобраны как пилотные. В Москве и Московской области создание национальных научно-образовательных центров начнется после реализации проектов в пилотных регионах.

Ключевая цель приоритетного проекта «Экспорт образования» – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации. Президентом В. Путиным перед Министерством образования и науки поставлена задача до конца 2024 года увеличить число обучающихся в России иностранных студентов до 425 тыс. человек.

Для размещения такого большого контингента необходима новая кампусная инфраструктура. Старые университетские городки с этой задачей справиться не могут, в связи с чем новая программа превращается в амбициозный инфраструктурный проект, направленный на создание такой инфраструктуры, на создание комфортных условий для студентов и преподавателей и развитие экспорта образования.

ШКОЛА БУДУЩЕГО

 Школу-пансион в Летово по праву можно назвать образовательным кампусом на территории Новой Москвы. Миссия школы нового поколения – дать возможность получить качественное образование мирового уровня способным и мотивированным ученикам из разных уголков страны. Кроме того, школа стремится раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал. Здесь размещены учебные здания, дома для студентов и педагогов, разбит фруктовый сад, оборудованы спортивные площадки, велосипедные дорожки и зоны для отдыха. Возле кампуса есть река, пруд и большой сосновый лес. Все это составляет единое пространство для учебы, исследований, творчества и активной жизни.

Несомненно, развитие городов невозможно без создания современных образовательных центров. При грамотном планировании кампусы становятся не только привлекательной средой для учебы, но и отправной точкой для формирования комфортного жилого пространства. Но что мы имеем в Москве? На «старой» территории всего один полноценный кампус мирового уровня, построенный в 30–40-х годах, – кампус МГУ. Создание аналогичных центров для других вузов невозможно ввиду отсутствия свободных площадок. Если же говорить о Большой Москве, обо всем Московском регионе, то надо отметить, что возможности здесь совершенно иные. Лучшие вузы страны работают на территориальных площадках и Москвы, и Московской области.

При этом огромные перспективы для формирования научно-образовательных центров имеет территория Новой Москвы. Кампусы для ТиНАО крайне важны, с появлением таких комплексов территория заживет еще более качественно, более активно, интенсивно по своему развитию. Однако пока их создание стопорится из-за невозможности вузов инвестировать в строительство больших кампусов. Помочь в этом может государство.

Но создание современного конкурентоспособного образовательного пространства – нетривиальная задача. Кампусы вузов должны быть интегрированы с экономикой и городской средой, а также с теми социальными процессами, которые происходят в обществе. Инвесторы должны привлекать научно-образовательные комплексы и университеты первого ранга, поскольку очевидно, что территории становятся востребованными только тогда, когда на них есть не только качественное жилье, но и хорошие объекты образования и здравоохранения.