02 ноября 2020

Илья ЗАЛИВУХИН. Панельная дискуссия: «Метро – приближая будущее». АРХ Москва 2020.

Илья ЗАЛИВУХИН, генеральный директор компании Яузапроект

Илья ЗАЛИВУХИН, генеральный директор компании «Яузапроект», вице-президент Союза московских архитекторов

В историческом центре Москвы метро является основным транспортным каркасом, но стоит заметить, что для передвижения этот вид транспорта не столь значим. В районе Садового кольца имеется качественный социальный каркас, достаточное количество природных территорий, общественных пространств, объектов культурного наследия. В принципе, спускаться под землю даже и не нужно. Можно ходить пешком, ездить на велосипедах, на скутерах, на общественном наземном транспорте по выделенным полосам, которых, кстати, нужно делать больше.

Можно в центре увеличивать плотность? Можно. Мы говорим о том, что строить в центре городов не нужно, это перегрузит улично-дорожную сеть. Но люди, которые там будут жить, как раз-таки перегрузить улично-дорожную сеть не могут, они могут перегрузить разве что тротуары. Вот когда на наших просторных тротуарах, которые мы специально расширили, по вечерам будут пробки, тогда мы можем сказать, что действительно такая проблема возникла.

Вопрос о повышении плотности – это не вопрос строительства высоток, вообще, не вопрос строительства. Жить в центре города может в три раза больше людей, в том числе жить и в тех зданиях, которые сегодня заняты под офисы, какие-то другие функции.

У нас есть два юридических основополагающих документа – Генеральный план и Правила землепользования и застройки. Генплан – это развитие инфраструктуры, то, что делает город, то, что он финансирует, то, что должно быть максимально эффективно. Правила землепользования и застройки – это то, что бизнес может делать с землей, которая находится рядом. Мы же понимаем, что город не может полностью быть построен за счет бюджета. Это возврат в советскую систему, а мы ушли от этого.

Поэтому нам нужен регламент зависимости плотности типологии застройки от инфраструктуры, причем, этот документ должен быть цифровым, это должна быть цифровая модель, которая при необходимости достаточно гибко меняется. Тогда всем будет понятно, каковы на конкретной территории функции жилья, работы и отдыха, в какой пропорции, какая плотность, какая типология застройки, и все это зависит от транспортной инфраструктуры. Даже сейчас, разрабатывая проекты реновации, нужно держать эту проблему в голове. Какие-то территории должны быть реновированы, максимум, с застройкой таунхаузов, какие-то превратиться в многоэтажную застройку. Это напрямую зависит от той инфраструктуры, рядом с которой территория находится.

Сейчас в ПЗЗ вносятся бесконечные изменения то по инициативе какого-то инвестора, то по инициативе города. Правила землепользования и застройки, то есть регламент, должен стать непреложным законом – общедоступным, понятным для инвесторов и для жителей. Тогда и не будет этих постоянных конфликтов, связанных с реализацией градостроительных проектов, многие из которых носят политический оттенок. Такую цифровую модель можно назвать, например, мастер-планом Москвы.