07 августа 2021

Татьяна Евгеньевна Шестакова. «Здоровые города».

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИИ: НОВЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ»

Кандидат психологических наук, исполнительный директор Российской Ассоциации «Здоровые города, районы и поселки», член общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ,  Татьяна Евгеньевна Шестакова (г. Череповец, РФ)

«Здоровые города» — российское движение. Есть это движение и в Европе, оно довольно молодое, ему 30 лет.  Европейская сеть «Здоровые города» состоит из аккредитованых ВОЗ городов.   Первые семь российских городов были аккредитованы  в 2010 году. Они вступили  в это движение и организовали Российскую Ассоциацию «Здоровые города, районы и поселки». Цель — объединение усилий и ресурсов для создания условий улучшения здоровья и качества жизни населения в Российских городах, районах и поселках. Это не просто объединение усилий, это стратегический приоритет вопросов здоровья в устойчивом развитии городов РФ. Мы были аккредитованы, как Российская национальная сеть, представляющая Россию на европейском уровне. Это очень разные города, такие, как: Новосибирск, Ставрополь, Чебоксары, Новочебоксарск, Череповец, Ступино Московской области, Великий Устюг Вологодской области. В то время председателем ассоциации был мэр города Череповца Олег Александрович Кувшинников. Сейчас он также является  председателем Ассоциации, его города-участники выбирают каждые пять лет города. Параллельно он является губернатором Вологодской области. За эти годы присоединилось очень много городов. Движение объединяет 123 муниципальных образования. Это и столицы республик, крупные мегаполисы, такие как Казань и Санкт-Петербург. Но большинство — это небольшие муниципальные образования, которые объединяют иногда целые регионы. Например, все города Ульяновской области входят в состав Ассоциации. Приоритетные направления, по которым мы работаем: ВУЗовские, активное долголетие, здоровье детей и подростков, здоровье на рабочем месте. Очень важные направления – это здоровое городское планирование, здоровое питание и охрана окружающей среды. Интерес к этому движению очень большой. Оно объединяет не только ученых и представителей медицинского сообщества. Основной костяк составляют команды городов, которые заинтересованы в создании стратегии, проектов и программ, направленных на укрепление здоровья населения. Во всех стратегических направлениях вопросы здоровья являются приоритетными. В 2012 году в Петербурге прошла первая в России вузовская конференция.  Одномоментно с этим Санкт-Петербург присоединился к движению «Здоровые города» и вступил в вузовское движение. Это движение начинает объединять все города, которые заинтересованы в продвижение принципов стратегического планирования. Каждый год проходят мероприятия, конференции, рабочие круглые столы, совещания. Самая главная задача – это создание здоровьесберегающего пространства. В соответствии с этой целью строятся стратегии городов и муниципальных образований. Реализуем совместные проекты «Здоровые города без табака» — в поддержку 15-го федерального закона против табака.  Также идут Всероссийские открытые конкурсы – «Здоровый университет». Много совместных международных проектов, объединяющих несколько стран, такие как «Рижская инициатива», объединяющая Литву, Латвию, Белоруссию и Россию. Очень интересна такая ВУЗовская инициатива, как пилотный проект «Улучшение здоровья детей и подростков в Российских школах», включающая продвижение здорового питания и физической активности. Проект реализуется по инициативе Милиты Вуйнович, это представитель ВОЗ в РФ, и объединяет 12 городов из разных регионов. Очень плотно работаем по данному направлению с несколькими подразделениями ВОЗ. Система укрепления общественного здоровья в России еще только создается.  И мы участвуем в этом   в альянсе с основными партнерами: Министерство Здравоохранения, Общественная палата РФ, Госдума РФ.  Есть ряд городов, где проекты по укреплению общественного здоровья являются стратегическим приоритетом. Например, Новосибирск, там очень сильный социальный блок, ключевую роль там играет Агентство развития социальной политики города Новосибирска. В Ульяновской области в каждом муниципалитете создан отдел по охране общественного здоровья. И это не медики, муниципальные структуры там связаны с Центром общественного здоровья. Этот центр как раз и является моделью межведомственного планирования и развития стратегии укрепления общественного здоровья. Петербург создал первый координационный совет по реализации проекта ВОЗ «Здоровые города», куда входят все представители структур, руководство города. Это очень интересный опыт, который, достоин распространения не только в РФ, но и в Европейском регионе. Рекомендую желающим изучить управленческий механизм в реализации региональной политики и региональной программы общественного здоровья на примере Вологодской области. Там реализован тот самый принцип, когда на муниципальном уровне не только центры общественного здоровья отвечают за профилактику здоровья, а Центр управления общественным здоровьем, находится именно в регионе, в правительстве Вологодской области. Там целая структура отвечает за реализацию этой политики: это и администратор программы, и региональный проектный офис. Это тот принцип, когда управление здоровьем находится на межведомственном уровне, где работает межведомственный координационный совет, утверждающий целевые показатели, перечень приоритетных направлений, программ законодательной инициативы. В эту работу включены все органы исполнительной власти. Идет развитие региональных сетей ассоциации в Вологодской, Самарской, Воронежской областях, Алтайском и Красноярском крае. Плотно работаем с Национальным Федеральным центром профилактической медицины под руководством Оксаны Михайловны Драпкиной.

В соответствии с социальным проектом Демографии, к 2024-му  году в 100% муниципальных образований должны быть внедрены муниципальные программы по укреплению общественного здоровья. И методическая помощь со стороны Национального Центра практической медицины в этом процессе неоценима. Мы неизменно участвуем в ежегодных конференциях ВОЗ это непременное условие. В сотрудничестве с командами городов Европейского региона разрабатываем стратегические совместные документы, которые входят в стратегии стран по общественному здоровью.

Очень важное направление  –  развитие международного сотрудничества по направлению «Здоровое городское планирование». Недавно прошел виртуальный симпозиум ВОЗ – «Городское планирование для целей здравоохранения», в котором участвовали команды архитекторов здоровых городов. И участвовали не только на пленарных заседаниях, но и в сопровождении экспертов ВОЗ, когда те показывали свои практики и обсуждали, как это лучше сделать. В 2019 г. Ассоциация была награждена за выдающийся вклад в достижении цели устойчивого развития, связанного с профилактикой НИЗ ВОЗ. Есть команды городов, которые ежегодно участвуют в создании тех стратегических документов, которые необходимо принимать на мировом уровне.  Это Шанхайский консенсус по проблемам здоровых городов, Алма-атинское заявление мэра, Копенгагенский консенсус мэров. Наши города очень активно участвуют в разработке этих документов, которые впоследствии ложатся в стратегии и в установочные документы стран.

Из международного блока сотрудничества. Мы начали плотно работать с Белоруссией. Команда Белоруссии участвует практически во всех наших совещаниях. В 2018 году мы  провели вместе с экспертами ВОЗ республиканскую конференцию с международным участием «Проект Здоровые города, реализация, опыт и перспективы». За три коротких и сложных года, проект «Здоровые города» в республике Беларусь вышел на государственный уровень, там создан совет министров, который занимается этим проектом. Гордимся, что принцип управления здоровьем сейчас в Белоруссии на очень высоком уровне. Не могу не сказать про республику Кыргызстан, с которой также работаем. Это и наши Казахстанские коллеги, которые постоянно на связи. Научились проводить мероприятия в условиях новых вызовов. Все в основном в режиме онлайн. Недавно состоялось несколько и офлайн мероприятий, они прошли в Казани и Петербурге.

Вектор развития – формирование и развитие региональных сетей в рамках Ассоциации, наращивание потенциала сотрудничества с партнерами Ассоциации и интеграция накопленного опыта Российских здоровых городов, национальный проект Демография.

Это и внесение изменений в нормативно-правовую базу по расширению полномочий органов местного самоуправления в области общественного здоровья. Это и создание регламентирующих документов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления в области общественного здоровья. И внедрение механизмов взаимодействия некоммерческих организаций, органов власти и бизнеса в области общественного здоровья. В перспективе, в 2022 году в Петербурге состоится Международная конференция Европейской сети «Здоровые города». Мы готовимся к ним. В планах развитие Евразийской платформы Здоровых городов. У наших партнеров из разных стран очень большой интерес к этой теме. И мы, конечно, с удовольствием будем сотрудничать.