20 марта 2021

Система ТПУ — прямой инструмент повышения эффективности работы города. Тимур Башкаев.

Тимур Башкаев, руководитель бюро «АБТБ».

В Москве с 9 по 12 марта прошла «Российская строительная неделя». В рамках деловой программы состоялась форсайт-сессия, посвященная развитию транспортно-пересадочных узлов. Одним из спикеров встречи стал Тимур Башкаев, руководитель бюро «АБТБ». Он был одним из архитекторов-проектировщиков московских траспортно-пересадочных узлов. Тимур Башкаев рассказал про опыт проектирования и реализации ТПУ, основные проблемы, с которыми столкнулись проектировщики.

Тимур Башкаев:

— ТПУ — это одна из важнейших задач в развитии и повышении эффективности функционирования города. Мы все думаем, что ТПУ — это просто комфорт, притяжение, комфортная среда. Ничего подобного. Транспортная система — это важнейший инструмент конкуренции городов и увеличения скорости их развития. Это настолько важно, это вообще такой цивилизационный вызов и Москве, и крупным городам. Города, которые будут быстро развиваться, будут захватывать инициативу в мире.

Город развивается в основном за счет быстрых коммуникаций, быстрого создания большого количества команд, которые в конкуренции создают всяческие инновации. Таким образом, понимаем, что эффективный город – это плотный город, который может очень быстро создать большое кол-во высокопрофессиональных конкурентных команд. Чем больше людей находится в быстром доступе, тем город более конкурентный. Поэтому, современный город – это плотный и доступный город, в котором быстро осуществляются коммуникации. Таким образом, понимаем, что транспортная система и система ТПУ — это прямой инструмент повышения эффективности работы города.

Эксперт отметил, что при проектировании и строительстве ТПУ необходимо перейти к градиентному нормированию: ближе к транспортному узлу должны меняться нормативы обеспеченности школами, садами, обеспеченности машинами, инсоляция, озеленение — все должно меняться. От максимально плотного у ТПУ и, наоборот, наиболее комфортного вдали от него. Сейчас мы не добираем в эффективности транспортно-пересадочных узлов, нам приходится очень плотно строить на удаленной территории. «Градиентное нормирование говорит о том, что, увеличивая в одном месте, мы должны уменьшать в отдалении от ТПУ. Там должны быть нормативы больше: и по озеленению, и по парковкам, и по инсоляции и т. д. Это приведет к тому, что будет разнообразие и высокое качество среды, потому что оно очень эффективно» — Тимур Башкаев.

Выразил архитектор и своё отношение к тому, можно ли вписать ТПУ в историческую среду:

— Я считаю, надо четко провести классификацию объектов в историческом городе, которые нельзя трогать, конкретно памятник архитектуры, назвать их все. Остальные, которые не являются памятниками, могут быть реконструированы, снесены, надстроены, пристроены. Я считаю, что надо взять паузу всему сообществу, которое занимается охраной памятников, внести в городскую мэрию свои пожелания: какие памятники надо сделать памятниками именно архитектуры, провести дискуссии, что-то отбросить, с чем-то согласиться — и дальше уже с городом работать. Я, как урбанист, считаю, что город консервировать нельзя.

— Все должны понимать, что цена запрета развития города (что в центре, что не в центре) — это проигрыш нашей страны и Москвы в мировой конкуренции, — заключил эксперт. Просто мы своим детям, внукам оставим отстающую городскую структуру, которая не имеет потенциал к развитию. Ставки очень высоки, никаких расслабленностей нет, идет страшнейшая конкуренция. Москва участвует в этой гонке. Любые запреты развивать город — оставлять своим детям отсталую структуру.