Валерий ФЁДОРОВ, генеральный директор ВЦИОМ
Представляю данные исследования на тему «Актуальная оценка общественных настроений жителей Новой Москвы». По заказу Московского центра урбанистики «Город» в декабре 2020 года ВЦИОМ провел опрос жителей Троицкого и Новомосковского округов. В выборке приняли участие 1000 горожан в возрасте 18 лет и старше. При доверительной вероятности в 95% погрешность измерений составляет не более 3%. В исследование также приведены сравнительные оценки жителей «старой» и Новой Москвы.
Как изменилась жизнь в Новой Москве для ее жителей за последние два года? 34,3% респондентов, проживающих в ТиНАО, считают, что, безусловно, улучшилась, еще 35,4% – что, скорее, улучшилась. В общей совокупности положительная оценка изменений составляет почти 70%. Тех, кто уверен, что жизнь ухудшилась, около 8%; еще 10% участников опроса дали ответ «скорее, ухудшилась»; 5,5% полагают, что ситуация никак не изменилась. Эти данные свидетельствуют о том, что изменения в развитии Новой Москвы очевидны практически для всех жителей этой территории и вектор этих изменений оценивается как позитивный, правильный.
Однако, оценки жителей «старой» и Новой Москвы разнятся. Москвичи, проживающие в исторических границах города, демонстрируют менее радужные настроения. Позитивно оценивают ситуацию на 10% меньше, а негативно настроены на столько же больше.
В исследовании представлены оценки жителей Новой Москвы по отдельным округам: Новомосковского и Троицкого. Оценки немного разнятся в зависимости от того, является ли респондент коренным жителем, т.е. проживает в Новой Москве всю жизнь, или переехал на эту территорию, а также, когда он переехал: более 20 лет назад, от 10 до 20 лет, от 5 до 10 или менее 5 лет. Общий вывод: особой разницы в оценках между жителями двух округов нет, в целом вектор оценок позитивный.
Наивысшие позитивные оценки как раз дают коренные жители, которые хорошо помнят и знают на личном опыте, что из себя представляла жизнь в этих районах до изменения границ субъектов. Среди них порядка 87% отметили, что за последние два года жизнь, безусловно, улучшилась. Среди тех, кто переехал в Новую Москву менее 5 лет назад, позитивные оценки также достаточно высокие, порядка 65%.
Таковы интегральные оценки, а каковы настроения москвичей в оценке ключевых направлений развития. По этим параметрам также были опрошены жители «старой» и Новой Москвы. Транспортную ситуацию в городе положительной или удовлетворительной считают 44% москвичей, проживающих в исторической части города, а вот жителей Новой Москвы таковых почти на четверть больше – 62%. Сравнение очевидно в пользу новых территорий. Жизнь в городе становится безопаснее – так считают 40% «старых» москвичей, а жителей новых территорий уже 52%.
В анкетирование был включен вопрос «Считают ли москвичи митинги и пикеты наиболее приемлемыми способами отстаивания своих интересов?» Сейчас эта тема в фокусе внимания и наверняка какое-то время будет оставаться актуальной. Очевидно, если граждане участвуют в такого рода мероприятиях, это говорит о том, что целый ряд проблем не решается. Естественно, такой способ выражения мнений горожан допустим при условии, что митинг или пикет является санкционированным, законным. Но сама по себе частота подобных акций говорит о некоем неблагополучии, о том, что другие варианты и каналы решения проблем заблокированы или работают плохо. 19% жителей «старой» Москвы полагают, что митинги и пикеты являются наиболее приемлемыми способами отстаивания своих интересов, среди жителей Новой Москвы такого мнения придерживаются почти вдвое меньше – только 11%.
Каков уровень удовлетворенности москвичей градостроительной политикой в целом в сравнении оценок жителей «старой» и Новой Москвы? 17,4% респондентов, проживающих на новых территориях, полностью удовлетворены градостроительной политикой; скорее, удовлетворены – 43,8% (это – доминирующий ответ). Оценка жителей «старой» Москвы 9,7% и 39,6% соответственно. Неудовлетворенность распределяется зеркальным образом. Отсюда вывод: градостроительная политика на новых территориях оценивается выше и пользуется большим одобрением жителей, чем населением в исторических границах города.
В градостроительной политике Правительства Москвы респонденты выделили плюсы и минусы. Главный и наиболее одобряемый вектор развития – строительство новых станций и линий метро, 72,2% респондентов выделяют это направление как приоритетное. На втором месте рейтинга запросов – строительство дорог и развязок (67,6%). Далее следует строительство МЦК и МЦД (62,1%). Порядка 57% одобряют благоустройство городских улиц и дворов. Причинами наибольшего недовольства являются высокоэтажная застройка (33,5%); долгострои (32,9%); некачественное строительство (27,6%) и точечная застройка (26,5%).
Участникам исследования было предложено дать оценку изменений в различных сферах строительства в Москве за последние 5 лет, конкретно – в дорожном строительстве, жилищном строительстве и строительстве социальных объектов. Во всех сферах доминируют позитивные оценки, хотя негатив присутствует. Тех, кто дал ответы, что ситуация в сфере дорожного строительства «скорее, ухудшилась» и «ухудшилась», порядка 11%, в сфере жилищного строительства – около 13%, в сфере строительства социальных объектов – порядка 17%.
Самая высокая доля тех, кто считает, что ничего не изменилось, касается строительства социальных объектов (23,5%), по направлениям дорожное и жилищное строительство 6,9% и 19,2% соответственно. Максимальная доля тех, кто отметил положительные изменения, касается дорожного строительства – более 80% считают, что ситуация в этой сфере улучшилась или, скорее, улучшилась. Данные по жилищному строительству меньше – порядка 52% и меньше всего по строительству социальных объектов – порядка 51%. По всем направлениям позитив доминирует, но он варьируется в зависимости от конкретной сферы строительства.
Каков запрос москвичей на дальнейшее строительство? Исследования продемонстрировали высокий запрос на строительство социальных объектов. Предсказуемо в нынешней ситуации на первую позицию вышли больницы и поликлиники – 52%; на втором месте детские сады – 49,5%; далее в рейтинге запросов следуют школы – почти 48%; спортивные центры – около 45% и детские поликлиники – почти 43%.
Кто этот запрос предъявляет? Различий по гендерному признаку не зафиксировано: социальные объекты нужны – таково мнение и мужчин, и женщин. Наиболее выражен этот запрос в возрастной группе от 45 до 54 лет, но это не означает, что остальным группам менее важен. Даже автомобилисты считают, что городу необходимо сделать акцент на строительстве социальных объектов. И прежде всего об этом говорят занятые домашним хозяйством и жители со средним уровнем достатком. Такое многообразие социально-демографических групп свидетельствует о том, что запрос на строительство соцобъектов является актуальным для широкого круга москвичей.