Доцент кафедры экономики РАНХиГС.
Основой экономики замкнутого цикла являются ЦУР-11 и ЦУР-12 или устойчивое развитие городов и вопросы ответственного потребления и производства.
Если говорить о такой экономике, то речь должна идти о том, как возобновляемые и невозобновляемые ресурсы могут в результате циклических процессов перерабатываться внутри самой системы, не давая негативного воздействия на окружающею среду. Это демонстрирует, как экономика линейная становится экономикой циклической. Если говорить о муниципалитетах, то в основе их работы всегда лежит та стратегия развития муниципального образования, которая сперва разрабатывается, потом принимается и в дальнейшем исполняется.
Муниципалитет, с одной стороны, является котлом, в котором все варится, но, с другой стороны, это тот базис, с которого начинаются изменения. Все, что закладывается в понятие «муниципальное развитие» — это те маленькие шажки и дела, отражающие экономический принцип: «думай глобально, действуй локально». Это близость к народу, понимание чаяний и ситуации, более простая кооперация по принципу «по-соседски». Эти аспекты внутренней среды муниципалитета достаточно хорошо ложатся на то, о чем говорим, обсуждая экономику замкнутого цикла: это не только отходы, это и колоссальные изменения, происходящие в потребительском поведении людей. На эту почву хорошо ложатся ЦУР- 12 – ответственное потребление и устойчивое развитие населенного пункта. Если рассматривать стратегическую инициативу, то тут на плечи органов местного самоуправления ложатся достаточно большие задачи. В первую очередь, это касается состояния окружающей среды, вопросов обращения с отходами, повторного использования ресурсов, привлечения инвестиций под перерабатывающее производство. Если положить все это в канву полномочий, которые есть у органов местного самоуправления, то получатся основные направления деятельности в рамках реализации принципов циклической экономики или экономики замкнутого цикла. Все, что касается создания инфраструктуры по сбору отходов вторичной переработки – это тоже полномочия органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления», ограничение оборота неэкологичной упаковки. Так же это вопросы экопросвещения, организации воспитательной и образовательной деятельности, формирования экокультуры, сокращения образования отходов. Это достигается через работу с населением и местными сообществами. Создание системы прослеживаемости движения отходов, безусловно, связано с формированием структуры и созданием реестра размещения контейнерных площадок и средств накопления твердых коммунальных отходов. Поэтому, хорошо цепляются уже существующие полномочия органов местного самоуправления с теми задачами, которые ставятся через структуру национального проекта, через стратегическую инициативу, далее уже в федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла» и приходят на локальный уровень.
Экономика замкнутого цикла – это не только обращение с самими отходами, это во многом стратегия предотвращение их образования, это работа с ресурсами, с товарами, которые не должны утратить свои потребительские свойства и не стать отходами. Поэтому бизнес-модели и бизнес-стратегии из международного опыта экономики замкнутого цикла тоже могут найти применение именно на почве муниципалитетов.
Приведу зарубежный пример. Еще в 2010 году в рамках бизнес-стратегии продления жизненного цикла в Нидерландах открылось много так называемых Repair-кафе. Это такое место сбора местного сообщества, где люди не только ремонтируют собственные вещи, передают этот опыт другим, но и общаются, рассказывают о каких-то своих успехах, помогают тем, кому нужна помощь. С одной стороны, это непосредственно контакты между единомышленниками внутри местной ячейки, с другой стороны, это формирование определенного потребительского поведения, направленного на сохранение ресурса и на многократное использование возможностей товара до окончания его жизненного цикла в формате неперерабатываемой фракции. У нас эта стратегия тоже присутствует. Многие муниципалитеты часто организуют разнообразные мероприятия, связанные с передачей вещей, с бесплатными ярмарками, обменом книг (бук-кроссингом). Такие инициативы, поднимаются именно с локальной почвы, с территорий муниципалитетов. Если в муниципалитете есть для этого условия, то инициативы приживаются. То же самое касается вопросов совместного потребления. Это еще одна бизнес-модель экономики замкнутого цикла, она тоже хорошо ложится на муниципальную почву. Все, что касается внедрения методов совместного использования транспорта или передачи вещей в аренду и прокат, все это и есть бытовая, ежедневная жизнь местного сообщества, жизнь муниципалитета. Что необходимо для ее развития? Необходимо дать органам местного самоуправления ключевую установку, на которую стоит ориентироваться в подготовке и реализации стратегии, которая могла бы стимулировать деятельность, связанную с многократным использованием ресурсов и товаров.
В сельской местности наиболее популярным, наверное, будет выделение органики и компостирование, создание площадок для сбора биоотходов. В городе – использование измельчителей, диффузоров. Это должно коррелировать с возможностью установления партнерских связей с регоператором, занимающимся обращением с отходами и с сельхозпроизводителями, которым эти отходы могут быть нужны. Это должно регулироваться в формате муниципально-частного партнерства, договоренностей, гражданской инициативы. Например, раздельный сбор уличного мусора, установка средств видео-фиксации для выявления нарушений и привлечение населения для контроля. Понятно, что на это нужны деньги, очень важна информационная настройка, информационная связь между органами местного самоуправления, населением, бизнесом.
Приоритеты такой стратегии, которые могут быть включены в стратегию муниципального образования, будут выбираться каждым муниципальным образованием самостоятельно, но традиционно цель развития всегда звучит – комфортная и безопасная среда. Есть набор механизмов, которые позволяют сделать ее таковой. Если среди иных механизмов, связанных с увеличением степени комфорта и благоприятности среды, мы будем также подключать вопросы, связанные с информированием и просвещением населения, в том числе, в рамках ответственного производства и потребления, в рамках устойчивого развития, в формировании инфраструктуры, возможности вовлечения всех заинтересованных лиц, то через такую стратегию развития муниципалитета сможем получить достижение национальной цели. А эта цель — комфортная и безопасная среда, реализация конституционного человека на благоприятную окружающую среду.