Стали известны финалисты конкурса на разработку концепций пяти экспериментальных площадок реновации устаревшего жилого фонда Москвы (Кузьминки, Царицыно, Хорошёво-Мневники, проспект Вернадского и Головинский район). Ведущий архитектор бюро «Остоженка» и член одной из команды финалистов Семён Москалик рассказал об участии в конкурсе.
Бюро, где работает Семён Москалик, уже имеет опыт работы преобразованию городской застройки. Они неоднократно принимали участие в проектах такого рода, например, в реконструкции микрорайона №17 района Остоженка, который теперь зовётся «Золотой милей». Для их команды подобный конкурс стал возможностью применить свои знания и наработанные методики на практике.
Прежде чем начать проектирование своей площадки, команда Семёна обратила внимание на историю места. На гербе района проспекта Вернадского изображены холм и деревья. Раньше на этой территории действительно были сосновые леса. Сейчас, среди деревьев, что растут около пятиэтажек, которые они переросли, имеется много ценных пород. Эту особенность района нужно грамотно использовать, отмечает архитектор. Однако в наши дни весь район имеет очень разрозненный облик, поэтому главной задачей команды является именно ликвидация хаотичности имеющейся застройки.
Москалик уверен, что, при имеющейся застройке, самым правильным способом реконструкции является волновое переселение. Проект должен быть гибким, чтобы было возможно быстро подстроится под экономические или социальные изменения. Например, если один из домов вдруг откажется от участия в программе реновации. Важно распланировать территорию так, чтобы проходящая тройка не мешала жителям окрестностей и не влияла на стоимость и качество их собственного жилья.
Подобный градостроительный проект также требует междисциплинарного подхода. Особенно важно обращать внимание на социальную инфраструктуру, считает специалист. Нормативные требования к объектам вроде школ или детских садов устарели. Например, они не используют некоторые принадлежащие им территории, но тратятся на них. А ведь эти деньги можно потратить на улучшения образовательного процесса. В своём проекте команда Москалика разработала предложения по оптимизации подобных территорий, чтобы их можно было эффективно использовать. Но прежде чем приступать к реконструкции объектов, необходимо создать альтернативу, обеспечивающую существующие потребности.
Что касается автомобильной политики, приоритет в таких вопросах должен отдаваться пешеходам, общественному транспорту и каршренигу. Высокий уровень автомобилизации в мегаполисах негативно влияет на городскую среду, и даже её экономику. Поэтому в своём проекте команда архитектора Москалика при разработке парковочных мест с надеждой ориентируется на более низкий уровень автомобилизации в городе. В отношении же этажности и застройки, команде кажется наиболее эффективным решением среднеэтажная застройка (до 7 этажей) с локальными повышениями там, где это пространственно обоснованно. Такой способ обеспечит более привлекательный силуэт улиц.