Архитектор Эдуард Хайман и глава департамента стратегического планирования «Газпром нефть» Сергей Вакуленко обсудили, как изменятся города через 5-15 лет, если роботизация автомобилей приведет к тому, что за рулем водитель сможет заниматься своими делами, а не следить за дорогой.
Сергей Вакуленко объяснил, почему нефтедобывающие компании интересуются такими вопросами, как будущее транспортной сети. Подобные компании думают на десятилетия вперёд, потому что важно понимать и просчитывать, кому и зачем нужны продукты, которые они продают. Поэтому они уже сейчас заботятся о будущем транспорта и городов, которые сейчас построены, в основном, именно вокруг транспортных систем. Размер города определяется именно тем, какое расстояние человек способен комфортно преодолеть.
Некоторые автомобили уже сейчас могут сами парковаться и поддерживать заданную скорость. Появляется адаптивный круиз-контроль, следящий за дистанцией и способный держать автомобиль на полосе. Всё постепенно идёт к тому, чтобы автомобиль мог ездить совершенно самостоятельно, а человек мог спокойно заниматься своими делами или спать, то есть, полный водораздел – в автомобиле даже не обязательно находиться человеку. Это полностью изменит ситуацию, автомобиль может работать полностью автономно: пока вы на работе он может поехать заправиться и ждать вас где-нибудь в другом месте.
В новом мире с новыми автомобилями придётся полностью изменить не только заправки, но и сами города. Можно будет убрать парковки рядом с театрами и другими заведениями и перенести их подальше. Кроме того, человек начнет совсем по-другому относиться ко времени, которое проводит в своем автомобиле. Перемещение на более длительные расстояния перестанет напрягать, если можно будет заниматься другими делами или спать по пути на работу. Город сможет принять совсем иную конфигурацию.
Технологически эти изменения уже недалеко, до них, возможно, 10-15 лет. До первой же фазы автопилотности, когда машина ездит сама, но ещё требует человека внутри — может быть, 5 лет. Однако, есть и некоторые соображения безопасности, этики и законов, которые могут этому помешать. В последнее время участились теракты с грузовиками. Если всё будет автоматизировано и не требовать водителя-смертника внутри, они смогут происходить намного чаще, а это будет кошмар. Кроме того, иногда человеческий фактор сильно влияет на ситуацию, как когда на дорогу выскакивает мячик, а за ним — пятилетний ребенок. По правилам дорожного движения практически можно его давить. Но человек этого не сделает. И такие проблемы надо решать, прежде чем вводить подобный транспорт.
Для города подобные изменения полезны по нескольким пунктам: вырастет количество автомобилей на улицах, так как увеличиться скорость благодаря отсутствию несовершенного водителя – человека. Второй пункт – парковки, о которых уже было сказано.
Роботизированные автомобили помогут, городу стать диспетчером трафика и сократить общее количество пробок. Торопящийся человек может сообщить о своей необходимости более быстрого передвижения, заплатить за это, и тогда система действительно проводит эту машину каким-то более быстрым путем, отправляя всех остальных медленнее. Однако в этом случае может усугубиться неравенство между бедными и богатыми.
Эдуард Хайман отметил, что разновидностей автономного транспорта больше, чем только автомобили. Есть, например, метро, следующее по треку, есть определенный путь. Другая крайняя точка — личные автомобили: едете куда хотите в пределах дороги. На самом деле же, есть еще промежуточные варианты — например, это транспорт, который может вас подбрасывать или менять трек в зависимости от изменения в городской среде. Это идея полуличного транспорта — такие автономные микроавтобусы, которые знают, что обычно в это время люди едут в таком-то направлении, а вечером — обратно.
Что же касается введения роботизированных автомобилей, если надо было бы начать завтра, площадкой могло бы стать Сколково. Кроме того, это не один город, а некий кластер микрогородков. В одной из его частей уже внедряют беспилотный транспорт, и на некоторых выставках его уже можно наблюдать в действии. «Мы действительно тестируем такие вещи и близки к тому, чтобы начать использовать беспилотный транспорт вовсе даже не в городах, а в тайге и тундре» — отмечает Хайман.