Что делать с историческим наследием?29 января 2018

В своём открытом интервью «Городской (ре)конструктор: Что делать с историческим наследием?» писатель и исследователь Анастасия Смирнова рассказала о главных моментах реконструкции значимых зданий в городах России.

В начале важно обозначить, что считается ценностью в городе, уверена Смирнова. Нужно понимать, что это не обязательно старинные здание, но также и интересные сочетания, городские парадоксы. Такие проекты несут в себе интересные истории и идеи, а потому достойны внимания.

Работа с каждым объектом в городе требует индивидуальных решений и взаимодействия с местными жителями в каждом конкретном случае. Есть «бесспорные» объекты, вроде соборов или зданий XIX века – тут всё очевидно, но в отношении каких-нибудь конструктивистских зданий уже сложнее, необходимо доказать, что тот или иной подобный объект несёт в себе реальную ценность.

Несмотря на то, что в России сейчас растёт интерес населения к подобным проблемам, мы всё еще остаёмся на той фазе активизма, когда сами жители не знают, что делать с историческим наследием, но выступают против его сноса – отмечает специалист. Более важно то, что в России не соблюдается закон в таких вопросах, и это уже серьёзная проблема. Только сечас ситуация стала постепенно меняться, потому что многие девелоперы просто не хотят лишней шумихи из-за активистов, но всё же таких примеров всё ещё мало.

Смирнова отмечает, что главным при работе с историческим наследием являются терпение и воображение. Такие проекты действительно сложны и требуют огромной и в чём-то мучительной работы, намного легче работать с пустым пространством. Примерно 8 из 10 проектов по реконструкции так и не завершаются, это важно понимать. Основные сложности вызывает общение с чиновниками и местными жителями.

Знание исторического контекста может сильно изменить видение того или иного объекта в городе. А это знание и понимание складывается из очень многих элементов. Но и здесь стоит быть аккуратным, историческим контекстом можно легко манипулировать, и многие этим пользуются. Хороший пример подобного влияния контекста – исследование, на основе которого вышла книга «Беляево навсегда». Автор выстроил связи между архитектурой, городским планированием и известными творческими личностями, жившими в этом районе столицы. В итоге, представления людей о районе действительно поменялись в лучшую сторону, хоть сама территория и не менялась. Подобную работу можно провести и с другими похожими районами города.

При работе с историческим наследием ключевым моментом является мнение жителей. У любого горожанина должно быть право голоса. Если кому-то очень важно какое-либо здание, которое хотят снести, у человека должна быть возможность выступить против и доказать свою току зрения. Необходимо также чтобы профессиональное сообщество относилось к этому с уважением. Особую роль занимает и журналистская работа – подобные проблемы должны как можно больше освещаться в различной прессе.