Заместитель руководителя Центра городской антропологии Дарья Радченко рассказала о работе с big data из соцсетей для изучения качества городской среды.
Digital антропология исследует следы, постоянно оставляемые людьми в интернете — тексты, фотографии, видеозаписи, лайки, теги, репосты и т.д. для того, чтобы выяснить, чем живут горожане, что для них важно, что они делают в городе, а что хотели бы делать.
При проведении исследований, связанные с опросными методами, общением с людьми, присутствует один исследовательский эффект – респонденты иногда хотят показаться исследователю лучше, критичнее чем на самом деле и т.д. При работе же с данными из соцсетей такая проблема исчезает, независимо от темы исследования. В интернете люди свободнее пишут, говорят правду, а также снимают, что им нравится, а что – нет.
Некоторое время назад Центром городской антропологии было проведено небольшое исследование в F, на что жалуются горожане в отношении процесса благоустройства среды. В итоге самыми высокими цифрами от всех тестов стали очень конкретные, понятные вещи – неправильно положенная плитка, плохие водостоки и т.д. А также проблема пользования городом во время проведения работ. Кроме того, согласно лайкам и репостам, наибольший отклик у аудитории вызывают и вещи, связанные с городской идентичностью и непониманием горожанами самого процесса благоустройства, а также с проблемой информирования. Людям более важно то, что их не проинформировали вовремя, не предупредили, нежели то, что им неудобно ходить.
Когда люди не нацелены на критику, а демонстрируют свое обычное поведение в городе, можно определить, как они на самом деле видят благоустройство. Для этого в Центре городской антропологии используют несколько методов анализа текстовых и визуальных проявлений в социальных сетях. Таким образом можно выявить какие-то ключевые городские маршруты, привлекающие горожан, оценить востребованность тех или иных территорий в разное время суток и в зависимости от сезона. Можно посмотреть, какие виды деятельности там происходят, насколько эта территория социально значима для людей, какие точки в городе наиболее популярны и т.д.
Изучение выборки дневных и ночных фотографий, может помочь определить, где недостаёт освещения, где горожане вечером чувствуют себя в безопасности, есть ли на этой улице что-то интересное вечером, есть причина, почему туда можно пойти. Чем выше количество таких вечерних фотографий, тем выше воспринимаемая безопасность и интерес к улицам.
Еще одним показателем качества городской среды является её монотонность и разнообразие. Логично, люди фотографируются в тех местах, которые являются для них привлекательными – вряд ли кто-то будет фотографироваться на фоне мусорки. С другой же стороны, резкое повышение фотографий лиц на снимках в массиве также является плохим снимком. Это происходит в тех случаях, когда среда очень монотонна – там просто нечего сфотографировать.
Посмотреть, что люди делают в городе, можно также на практике пользования городом. В Москве есть две параллельные друг другу набережные – Краснопресненская набережная и набережная Тараса Шевченко. На первой из них люди ездят на велосипедах, роликах, самокатах – в общем, занимаются спортом. А вот на вторую приезжают на машине, выставляют кальян, пикничок и т.д. Здесь можно сделать несколько выводов: и там и там всё в порядке с безопасностью и интересом к месту, но при проектировании нужно будет учесть совершенно разные практики. На набережной Шевченко стоит подумать о велоинфраструктуре, а на Краснопресненской, наоборот, организовать парковки.