Основная масса районов реновации дислоцируется ближе к МКАДу, в этом–то и заложена основная проблема поиска так называемой, айдентики или культурного кода. Понятно, что в некоторых районах, как «Бауманский» и других районах центра артефакты, история как говорится «из всех щелей вываливается». А если взять «Северное Измайлово», которым мне посчастливилось заниматься, «Бибирево» и много других подобных районов? Как с ними, что там? Эту айдентику там необходимо выискивать под лупой, выковыривать откуда возможно. Её можно даже додумать, потому, что, если отсутствует явно выраженная историческая составляющая в виде сохранившегося архитектурного памятника, может остаться географический «флажок» — овраг, ручей. В конце концов, прошло время, в этом районе жило много интересных людей, которые, наверняка, заслуживают того, чтобы их как-то отметили. Например, в Измайлово есть Сиреневый Бульвар, его название пошло от Сиреневого сада, в котором когда-то один очень почетный товарищ, Леонид Колесников, экспериментировал с сортами сирени. Эту тему можно провести через весь район, чтобы «Северное Измайлово» у жителей четко ассоциировалось именно с этим. В конце концов, можно посадить по всему району сирень, чтобы любой москвич знал, что, если увидите много-много-много сирени, значит это, скорее всего, «Северное Измайлово».
Можно найти несколько таких причин, мотивов, исторических составляющих. Может быть, это будут какие-то предприятия. Например, в «Северном Измайлово» было много ткацких предприятий, мы переосмыслили, посмотрели, что за ткацкие предприятия, что они выпускали. Это может отразиться в каких-то текстурах ландшафта, фасадов и т.д. В этом, как раз, я, как архитектор, считаю, что айдентика и определяется. И именно в этом может состоять уникальность реновационных районов. Конечно, с ними работают разные архитекторы, получается разная архитектура: кто-то в более прогрессивных направлениях , кто-то в менее современных. Во-вторых, очень важный, на мой взгляд, момент, который Владимир Седов с Сергеем Чобаном описали в своей книге «30:70. Архитектура как баланс сил», где они сравнили соотношение акцентных и фоновых зданий, как соотношение 30/70. Я считаю, что это очень интересно, это во многом правильное соотношение. Но, если его наложить на те районы, которые еще сохранили свою существующую застройку, то это процентное соотношение может составить примерно 90/10. Считаю, что это вполне комфортное соотношение зданий акцентных, или, как сейчас модно говорить, иконических. Даже здания 60,70,80-х годов тоже вполне себе могут быть иконическими, и в них тоже есть айдентика. По поводу общественных пространств и по поводу проникновения этих пространств внутрь микрорайонов, и кварталов, безусловно, нельзя не согласиться с коллегами — эти пространства должны быть, их надо развивать. Работая в «Северном Измайлово», столкнулся с такой задачей – район очень вытянут по своей геометрии. И жители регулярно перемещаются из одного конца района в другой, отвозя детей в школу, к метро и т.д. Если связать этот район сетью пешеходных, велосипедных, самокатных маршрутов, всего, что сейчас появляется, то это бы очень сильно сократило число выезжающих на машине. Этот, скажем так, альтернативный транспорт за два года активно развивается, в том числе и силам компаний по доставке. Регулярно наблюдаю, как зимой и летом люди меняют резину у велосипедов и самокатов, и этим уже никого не удивить. Это будет развиваться, прогрессировать, нельзя на эту тенденцию закрывать глаза. Развитие этой инфраструктуры сильно поможет таким районам. Считаю, что даже в местах, где нет возможности сделать большие общественные пространства новые скверы, надо анализировать существующие пешеходные связи, оценивать эффективность их использования, доводить их до ума, как умеет делать тот же «Ваухаус». На выходе мы вполне можем получить эту комфортную среду. Мы работаем с населением не только на улице, работаем и в помещениях, в заданиях, пространствах на первых нежилых этажах в тех же объектах реновации. Мне хочется сделать траектории передвижения удобными, и, желательно, без автомобиля. Хотя сейчас во всех домах проектируем подземные паркинги, даже в стартовых домах — везде подземные паркинги. Но если есть возможность и климат уже постепенно позволяет это делать, и существуют особые материалы и покрытия, которые способствуют комфортному передвижению такого транспорта, сам транспорт работает на батарейках, не вредя экологии – все это сейчас реально воплотить. И это очень удобно.