Эффективные технологии. Современные концепции метростроительства. Максим Шмаль.29 января 2022

Максим ШМАЛЬ, заместитель генерального директора по операционной деятельности АО «Мосинжпроект».

Активные тоннелепроходческие работы при сооружении Большого кольца требуют не только высокого мастерства и личного мужества метростроителей, но и достаточной материально-технической базы с применением наиболее современных методов горнопроходческого дела. Сегодня в нашей компании на службе самые передовые технологии.

Для прокладки тоннелей метро используется полностью автоматизированная сверхпрочная конструкция – проходческий щит. Машину можно сравнить со стальным червем, который просверливает сверхпрочные породы, оставляя за собой готовый тоннель. Тоннелепроходческие комплексы, которые находятся на вооружении АО «Мосинжпроект», можно смело назвать произведениями инженерного искусства.

Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, монтируя блоки. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250–300 метров в месяц. Тоннели возводят в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе неустойчивых.

Раньше в прокладке тоннелей метро использовались только ТПМК диаметром шесть метров. Теперь в арсенале метростроителей есть и десятиметровые щиты-гиганты. Если «шестерками» можно прокладывать однопутные тоннели (тогда их должно быть два), то «десятками» – двухпутные, где поезда разных направлений ходят навстречу друг другу по параллельным путям. Таких на Большом кольце метро будет восемь: от станции «Аминьевская» до «Мнёвников» и от станции «Каширская» до «Текстильщиков».

Строительство двухпутных тоннелей позволяет возводить метро быстрее и дешевле: экономия доходит до 30%. Но дело не только в скорости строительства. Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

За счет постоянного контроля технологических параметров работы ТПМК с использованием удаленного доступа к их визуализации в центре управления проходкой также повышается эффективность и безопасность строительства тоннелей.

В рамках строительства метро постоянно ведется поиск новых технических решений, технологий и материалов, позволяющих повысить качество и увеличить темпы выполнения работ. Так, на объектах внедрены передовые методы вибро- и шумозащиты, а также новые гидроизоляционные материалы, бетонные присадки и композитная арматура. Столичные метростроевцы освоили технологию top-down. Ее суть заключается в возведении станции сверху вниз от уровня земли с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности.

Строительство метро

Большое внимание при строительстве объектов метро «Мосинжпроект» уделяет вопросам безопасности строительства. Ведется постоянный геотехнологический мониторинг за всеми зданиями и сооружениями, расположенными в зоне влияния строительства, проводится научно-техническое сопровождение. Помимо прочего, холдинг осуществляет сквозной комплексный контроль качества оборудования и материалов, которые поставляются на объекты.

Строительство двухпутных тоннелей позволяет возводить метро быстрее и дешевле: экономия доходит до 30%.

Мы понимаем, что метрополитен, которым пользуются миллионы пассажиров ежедневно, является объектом повышенного уровня ответственности, и уделяем пристальное внимание всем этим вопросам. Поэтому компания продолжает внедрение лучших мировых практик в области качества и охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Строительство метро в Москве

Недавно инжиниринговый холдинг прошел сертификационный аудит компании Lloyd’s Register на соответствие требованиям QHSE. В ходе сертификации была одобрена деятельность АО «Мосинжпроект» в области управления проектами, инженерных изысканий, проектирования, производства строительно-монтажных работ, авторского надзора за объектами капитального строительства – метро, дорожным и гражданским строительством.

Успешная сертификация в общепризнанной международной компании демонстрирует серьезный подход «Мосинжпроекта» к повышению эффективности процессов, а также к соблюдению требований по охране труда и экологической безопасности. Получение сертификата Lloyd’s Register предоставляет также конкурентные преимущества при позиционировании «Мосинжпроекта» на российском и международном рынках.

«Мосинжпроект» соблюдает в работе самые высокие стандарты качества и безопасности труда.

За последние семь лет специалисты холдинга приняли участие в разработке пяти федеральных сводов правил по проектированию и строительству подземных сооружений. Благодаря совокупности предпринимаемых мер и используемых технологических новшеств обеспечивается своевременный ввод участков столичной подземки и даже ускорение строительства.

Кроме того, на своих стройплощадках и объектах «Мосинжпроект» планирует внедрять инновационные технологии и в области охраны окружающей среды. Например, в перспективе на новых станциях метро возможно использование энергогенерирующего напольного покрытия, которое преобразует кинетическую энергию от шагов пассажиров в электроэнергию. Напольная плитка сделана из гибкого материала. Когда пассажир на нее наступает, она прогибается на пять-шесть миллиметров, а когда воздействие прекращается, возникает электричество.

При прогнозируемом пассажиропотоке на Большой кольцевой линии метро 380 млн человек в год при помощи энергогенерирующей плитки возможно вырабатывать до 6 МВт чистой энергии в сутки. Шаги сотен тысяч пассажиров метро способны обеспечить электричеством турникеты и билетные автоматы, информационные вывески и указатели. Этот проект был представлен в рамках десятого Московского урбанистического форума и принимает участие во Всероссийском конкурсе «Надежный партнер – экология».

Напольная плитка, способная преобразовать кинетическую энергию от шагов пассажиров в электроэнергию, – инновации недалекого будущего.

Есть и другие экологические решения. К примеру, установка на стройплощадках на водопроводные краны специальных аэраторов, позволяющих сэкономить до 70% водных ресурсов. А бережно тратить электроэнергию поможет автоматизация освещения в местах общего пользования, а также замена ламп накаливания, люминесцентных ламп на светодиодные энергосберегающие лампы.

Источник: Информационный бюллетень Стройкомплекса Москвы, 2021. БОЛЬШАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ МЕТРО.