Елена Петровская. Интурмаркет-202201 апреля 2022

На кафедре градостроительства МАРХИ применяется авторский подход к подготовке научных работ магистров. На примере Борисоглебска покажу, как разрабатывали алгоритм повышения туристической привлекательности малых городов. Задача состояла в том, чтобы структурировать европейский опыт, сделать выводы и получить базу для программы, которая могла бы лечь на конкретный город. Как это происходило? Студентке было предложено исследовать аналогичные или чем-то схожие с Борисоглебском объекты. Анализировали ряд параметров: оценивались города со схожими территориями, с сопоставимой плотностью населения. Сравниваемые города формировались приблизительно в одно и то же время. История анализируемых городов схожей быть не может, потому что Европейская и Российская история разные. Мы сравнивали такие характеристики, как наличие музеев, туристических активностей. Больше всего интересовала фестивальная активность, которая задает ритм и пульс туристического города, привлекающие волны туристов.

 

Было рассмотрено более 40 городов, оценивались не только числовые параметры, но и внешний вид. Также пытались определить, есть ли какие-то правила застройки и другие моменты, ограничивающие или, наоборот, помогающие туристической деятельности. Вывод получился следующий. Во всех исследуемых городах, это где-то 5-10 тыс. жителей, в год проходит не меньше 2-3 фестивалей, чаще всего это сочетанные фестивали – например, исторический фестиваль реконструкций сочетается с фестивалем  агрокультуры, кулинарии, местных традиций, резьбы по дереву и тому подобных. Дальше из этой базы были выбраны примеры, которые можно включить в программу под Борисоглебск. Выбирали то, что подходило по совокупности характеристик.

Потому что любой город нашей средней полосы исторический: у него богатейшая история, там есть, что представлять, но нужно иметь ресурсы привлечения инвестиций, энтузиастов, которые будут развивать инфраструктуру вокруг основной жемчужины. Из этого анализа родилась дипломная программа, были предложены локации, кластеры в городе, которые потом должны были формироваться как некое городское или ландшафтное образование. Были предложены дизайн-коды по формированию общности среды, некий колористический код для улицы.

Подобные исследования нужно делать в любом историческом городе, потому что обычно города не знают своего потенциала. Прежде, чем что-то предлагать для развития, нужно всесторонне исследовать территорию, и для этого не всегда нужно выезжать на место. Нужно иметь какой-то базовый пакет, на который те же инвесторы могут опираться. Имея потенциал для формирования фестивальных площадок или ярмарок, уже можно  привлекать внешние ресурсы, не только местных жителей, которые в теме.

Я уже не первый год разрабатываю со своими студентами подходы к формированию дизайн-кодов, мы практикуем разнообразие этих подходов. Мы сформировали авторский подход, выделяя несколько групп параметров, которые определяют дальнейший формат развития территории. Если мы имеем прекрасное пространственное образование, хорошую, масштабную, с красивым ритмом, с раскрытыми панорамами архитектуру, но не имеем там социальной начинки, то это самое простое. Уже есть, чем привлечь. А если этого нет, то сделать с нуля  пространственную среду очень сложно. То, что складывается годами, оно формируется естественным образом, откидывает лишнее, выкристаллизовывается. Когда это делается с нуля разово, таким марш-броском, оно потом долго обживается, требуя каких-то дополнений. В исторических городах мы уже имеем потрясающий ландшафт, который требуется только кое-где почистить, чуть-чуть уложить, починить.

Формирование этой общности происходит на территории определенного размера. Пространство, которое воспринимается как целостность, в котором есть индивидуальность – это то, что называется модным словом «идентичность», имеет вполне конкретные габариты. Мы не можем на огромной территории всей Москвы сформировать единое лицо столицы, этого категорически нельзя делать – не позволит пространство и разный исторический слой.

Есть предел, который человек готов пройти ногами —  это тот самый 15-минутный город, когда мы можем погулять, собрав нужное количество впечатлений и почувствовать сопричастность к пространству. Если это пространство больше, его не обойти за день, оно не воспринимается одним взглядом, на такой территории мы не можем определить систему доминант, по которым наша психика выстраивает сценарий движения по этому пространству.

Также мной разработаны паспорта по формированию новой начинки для сложившейся городской формы. Со студентами мы неоднократно занимались в рамках диплома Калугой, и это один из примеров, когда был проведен комплексный анализ по городу для выявления точек роста. Сопоставляли характеристики: городские, природно-ландшафтные, транспортную обеспеченность и природную доступность, наличие памятников, наличие объектов притяжения. Точками роста они выступают только в совокупности. Мы не можем назвать точкой роста, пусть даже что-то очень ценное, но находящееся вне поля видимости, вне поля пешеходной доступности – эта достопримечательность не будет точкой роста, но, если ее увязать каким-то маршрутом, она моментально обрастет смыслами и интересами. То есть, организация маршрутов должна быть заранее.