Как разгрузить центр города?14 марта 2018

Недавно The New York Times опубликовал новость, что в ближайшее время въезд на самые загруженные улицы Манхэттена будет стоит автовладельцам 11,52 долларов. Нью Йорк стал первым городом в США, который выступил с подобной инициативой.

Эксперты поделились своим мнением на этот счёт и рассказали, стоит ли Москве опасаться подобных мер по урегулированию движения в центре.

Руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский рассказал, что существует несколько способов регулирования перегруженности центра, и они все были уже так или иначе опробованы. В Афинах, например, в разные дни был разрешен въезд в центр только машинам с четными или нечетными номерами. Идея оказалась совершенно провальной, люди стали покупать 2 дешевых автомобиля с разными номерами вместо одного дорогого. Другой способ — ограничение по экологическому классу. Но такая мера довольно короткая по действию — за три года-пять лет очень сильно обновляется автопарк. В Лос-Анджелесе существует карпулинг — выделенные полосы, по которым могут ехать только автомобили с более, чем двумя пассажирами.

Шумский отмечает, что платная парковка не относится к способам регулирования количества въездов. Эта мера вводится для того, чтобы навести порядок на дорогах, а также дать возможность парковаться тем, кто готов за это платить. Кроме того, существует запрет на въезд в определенные городские зоны по определённым дням. Но такое редко можно ввести в центре города без ущерба его жизни. Самые действенные способы регулирования количества автомобилей в центре – это платный въезд и платный проезд (транзит). В южном Манхэттене планируют ввести именно платный въезд: когда вы один раз въехали в определенную городскую зону, и оплатили это. Именно в южном Манхэттене находится деловая часть города: биржа, Уолл Стрит, всемирный торговый центр и т.д. Сегодня, чтобы проехать туда, надо заплатить: платные мосты – 7 и 14 долларов, а также немалых денег стоит парковка в том районе. Планируемые 11 долларов за въезд – это не такая большая цена на Нью-Йорка.

В целом, если необходимо сократить количество машин в центре города есть только 2 метода: платный въезд и полный запрет на въезд людей — других методов пока не придумало.

Что касается Москвы, нужно не забывать, что многие европейские и американские города стояли в пробках намного дольше, чем наша столица, прежде, чем начал что-то менять. Большим плюсом для Москвы является то, что она может ориентироваться на опыт других городов и не повторять их ошибок.

Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре отмечает, что подобный ввод платного въезда в центр связан с очень индивидуальной предысторией каждого города, принимающего такие меры. Не существует одной стандартной ситуации для всех.

Активные разговоры вокруг введения платного въезда на южный Манхэттен связаны, в основном, с удручающим состоянием метро в Нью-Йорке. Постоянно задерживающиеся поезда и вечные поломки, привели к острой необходимости комплексного ремонта и перестройке всех подземных коммуникаций. А это требует больших денег. Финансировать реновацию метро они планируют как раз за счёт ввода платного въезда в южных Манхэттен.

Если говорить о Москве, нельзя рассматривать вопрос транспорта в отрыве от планирования развития города. «Если мы продолжим так же агрессивно заселять окраины Москвы, то, думаю, что бы мы ни делали, какую бы плату за въезд в центр или в город не вводили, вряд ли это поможет решить проблему пробок» — уверена Наталья Агре. Для решения столичных проблем необходимо организовать рабочие пространства рядом с жильём, чтобы людям не приходилось тратить по 2-3 часа на дорогу.

Профессор НИУ ВШЭ Михаил Блинкин привёл несколько цифр: плотность населения «большого Нью-Йорка» составляет менее 20 жителей на 1 гектар. Большинство этих жителей – обладатели односемейного дома, со встроенным гаражом на2-3 парковочных места. Уровень автомобилизации населения «большого Нью-Йорка» – примерно 900 автомобилей на 1000 жителей.

Плотность населения острова Манхэттен –280 жителей на 1 гектар. Преобладающий тип жилой застройки – многоэтажные дома типа condo или rentals. Для «постоянного проживания» автомобилей на острове места остается совсем немного. Жилье с собственной парковкой относится здесь к категории Luxury. Парковочные тарифы для автомобилей, въезжающих на остров, составляют не мене 1500 долларов в месяц. Поэтому жители Манхэттена предпочитают пользоваться такси и метро. Но даже в этих условиях пиковые загрузки манхэттенских улиц чрезвычайно велики и вполне сравнимы с показателями московских центральных улиц наших дней.