Директор digital-продуктов КБ Стрелка Максим Исаев рассказал, как устроены онлайн-платформы для краудсорсинга и как нужно привлекать местных жителей к диалогу.
Сегодня вовлечение горожан в процесс принятия решений относительно городских проблем является яркой мировой тенденцией. С форматом офлайн встреч и обсуждений в последнее время все чаще комбинируются онлайн опросы, голосования, сбор мнений и т.д. Онлайн инструменты набирают популярность, так как позволяют получить больший охват аудитории, тратить своё время на различные встречи готовы лишь немногие, а онлайн-формат решает подобную проблему.
Исаев считает, что онлайн-платформы, которые позволяют проводить краудсорсинг это на данный момент единственный способ построить диалог с большим количеством различных стейкхолдеров. Получаемая таким образом информация, используется для повышения качества проектов, а иногда для их легитимизации. Вовлечение горожан в такие проекты заставляет самих жителей быть ответственными за результат.
Первым подобным проектом был проект Института «Стрелка» Moscowidea.ru в 2012 году. Этот проект дал понять, что в Москве есть восприимчивые к таким инструментам горожане и что такой алгоритм в России работает.
Следующий проект — это моногорода.рф, над которым работало уже Консалтинговое бюро «Стрелка» совместно с ДОМ.РФ и Фондом развития моногородов. Он появился в конце 2016 года, когда в моногородах стартовала программа «5 шагов благоустройства повседневности». В результате в краудсорсинге принял участие 221 город, и получилось порядка 15 тысяч различных предложений, и комментариев по конкретным изменениям в моногородах.
Суть таких проектах заключается в том, что в рамках ограниченных ресурсов выбираются предложения, пользующиеся у горожан наибольшим спросом. Именно на них и рекомендуется распределять ресурсы и обращать внимание. Однако ответственность за непосредственную реализацию лежит на муниципалитетах.
Другим проектом был «Города будущего», который не был классическим в плане краудсорсинга. Здесь целью было получить от горожан обратную связь на уже разработанные проекты общественных пространств. Параллельно с этим проводились в городах встречи с активными жителями, были организованы воркшопы, общественные консультации, выставки проектов и т.д. Акцент был сделан именно на исследовании именно тех изменений, к которым у этих городов есть потенциал.
Исаев отмечает, что очень непростым оказался проект «Чего хочет Свободный» – город на Дальнем Востоке, почти на границе с Китаем, перед которым сегодня стоят новые экономические и социальные вызовы из-за строительства газоперерабатывающего предприятия Газпрома. Там проводится огромная инвестиционная кампания и скоро возникнет необходимость в высококвалифицированных кадрах, которые будут там работать. А город к этому совсем не готов: плохо развитая экономика, социальные конфликты, сложности с общественным транспортом, освещением и т.д. Поэтому в Свободный отправляется большой объем федерального и регионального финансирования на строительство различных учреждений, дорог и так далее. Необходимо разработать стратегию пространственного развития города, образ будущего города. В ноябре была запущена платформа чего-хочет-свободный.рф, чтобы понять, каким жители видят свой город сейчас и в будущем. Жители могли на карте города указывать проблемные места, или наоборот, любимые, добавлять информацию о предпочтительных изменениях и т.д.
В Свободном пришлось намного активнее проводить промо-кампанию, больше вовлекаться в процесс, потому что там более сложные городские условия, больше негатива среди жителей, потому на выстраивание доверия уходит больше времени. Информационная кампания проводилась более локально, основным инструментом стали соц сети, проводили встречи с горожанами с целью объяснения существующих идей и планов. От администрации помощи особо не поступало, приходилось всё делать вручную – рассказывает Исаев. Так, например, для рекламы пришлось использовать флаеры с информацией о проекте, которые развозили с заказами пиццы.
На данный момент краудсорсинг в Свободном закончился: прекратилась работа по сбору идей, их получилось около 500. Сейчас продолжается работа по обработке контента. Позже все это будет интегрировано в стратегию пространственного развития города.