М. Ткаченко: «Транспорт есть жизнь»13 февраля 2018

Учредитель компании «ВТМ дорпроект» Михаил Вадимович Ткаченко поделился своим видением транспортного и промышленного развития ТиНАО в рамках панельной дискуссии МЦУ «Город», посвященной транспортному каркасу Новой Москвы.

Ткаченко, ВТМ, дорпроект, МЦУ Город

У всех народов во все времена транспорт играл важнейшую роль в развитии. На сегодняшний день сложно представить современное государство, у которого нет мощного, полноценно развитого транспортного комплекса. Есть древне латинское высказывание «Via est Vita» — «Дорога есть жизнь», в современной интерпретации мы можем сказать: «Транспорт есть жизнь». Транспорт является одной из ведущих отраслей материального производства экономики и определяет основу разделения труда, формирует специализацию, кооперацию и, соответственно, интеграционные процессы. Говоря о влиянии развития транспортно-коммуникационного каркаса на социальную составляющую, необходимо обратить внимание, что это влияние обусловлено повышением степени удовлетворения людей и участников, и потребителей этого процесса. То есть, за счёт развития транспортно-коммуникационного каркаса, транспорт как система, становится средством удовлетворения потребностей, повышения мобильности перевозок, перевозимых грузов и пассажиров.

При стратегическом планировании транспортной системы региона, основу составляют цели и задачи развития экономики в целом и пути стабилизации социального благосостояния страны. Такие цели намечены стратегиями регионов, которые в свою очередь основаны на главных задачах государства и страны. Транспортная стратегия России до 2030 года ставит главной задачей в сфере функционирования и развития транспортной системы создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам. А также превращение географических особенностей Российской Федерации в её конкурентное преимущество.

Генеральным планом города Москвы, который в полной мере отражает стратегию развития транспортной системы города, намечены цели: повышение качества жизни и уровня воспроизводства населения города, устойчивое и сбалансированное развития отраслей экономики города и рост ВРП, а также повышение эффективности использования накопленного потенциала и ресурсов города. Для их достижения ставятся задачи, решение которых трудно реализуемо без развития транспортно-коммуникационного каркаса.

Как показывает статистика, с 2012 года, с момента образования Новой Москвы, до 2017 года прирост населения Новой Москвы составил с 230 тысяч до 350 тысяч, что приблизительно составляет 40%. За этот период введено в эксплуатацию порядка 8 млн кв. метров жилья и более 2 млн кв. метров нежилой недвижимости, что показывает очень высокую скоростью развития. А за прошедший год в ТиНАО ввели в строй почти 2,3 млн кв. метров. Каждый год открываются новые предприятия, вводятся в строй социальные объекты, технопарки и другие инфраструктурные объекты, обеспечивая увеличение количества мест приложения труда. В соответствии с концепцией развития новых территорий, к 2035 году численность населения ожидается в размере 1,7 млн человек и количество рабочих мест должно быть увеличено до 1 млн.

Ткаченко, ВТМ, дорпроект, МЦУ Город

Без активного развития транспортного каркаса в будущем можно столкнуться с градостроительно-планировочными проблемами, свойственными на сегодняшний день историческим территориям города Москвы. Что касается развития транспортно-коммуникационного каркаса новых территорий, отмечу, что вопрос транспортного обслуживания территорий в настоящее время находится в активной фазе. Ведётся реконструкция Калужского шоссе, строятся линии метрополитена. Но это основные магистральные транспортные линии, так называемые хребтовые, они берут на себя основную нагрузку как транспортного, так и пассажирского потока. Важно также, что поперечные или хордовые связи, которые позволяют реализовывать подводящие связи к магистральным линиям, на сегодняшний день также находятся на этапе реализации.

В АИПе на сегодняшний день заложено 36 объектов и программа эта развивается. Это свидетельствует о том, что большое внимание уделяется этому направлению. Только нашей компанией спроектировано с начала момента реализации программы 6 объектов, по 5 из них запущено движение и стройка одного из них начата в этом году. Хотелось бы особо отметить, объекты «Троицк-Ботаково», соединяющие Боровское шоссе, Киевское шоссе и город Троицк, совокупная численность жителей в районе тяготения составляет более 300 тысяч человек. И также, Остафьевское шоссе, которое на сегодняшний день спроектировано и начата стройка. Хочется также отметить, что при создании этих объектов, формируется комфортная городская среда. В чём это заключается — в том, что формируется полноценная возможность пользоваться всеми видами транспорта как участникам автомобильного движения, так и простым пассажирам. Организовываются велодорожки с двухсторонним движением, организуются безопасные пешеходные тротуары и формируется полноценное комплексное благоустройство, которое говорит о внимании к вопросам экологии при строительстве объектов Новой Москвы.

Развитие транспортно-коммуникационного каркаса с формированием новых поперечных транспортных связей, увязанных с сетью скоростного внеуличного транспорта и радиальными магистралями, ведущими в ядро Московской агломерации — это единственное решение для успешного развития новых территорий. Транспортно-коммуникационный каркас мультимодальной транспортной системы ТиНАО будет оказывать положительное влияние и на социальную составляющую при развитии новых территорий. Создавая в близи или на инфраструктурных объектах социально-бытовые объекты, формируя культурно-досуговую среду в местах пересадки с одного вида транспорта на другой. Такой подход позволит снизить социальное напряжение пассажиров, использующих несколько видов транспорта для того, чтобы добраться до места работы. Помимо этого, будет достигаться и экономический эффект за счёт дополнительных инвестиций в сопутствующие социально-бытовые или досуговые объекты, за счёт сокращения времени в пути пассажиров по направлению «дом-работа» и обратно, что в свою очередь повышает производительность труда, за счёт снижения утомляемости работников. Также за счёт сокращения себестоимости перевозки грузов, снижая время нахождения их в пути и позволяя производственным логистическим предприятиям выстраивать грамотную логистику, ведущую к экономическому росту за счёт сокращения транспортных издержек.

В целом, хочу сказать, что комплексный подход, реализуемый на сегодняшний день на новых территориях, позволит избежать тех ошибок и проблем, которые раннее существовали и создаст действительно комфортную городскую среду для всех жителей новых территорий.