Московское метро: какое есть, какое будет, каким должно быть21 августа 2015

30 июня состоялось первое заседание Московского центра урбанистики «Город», созданного при поддержке Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Стройкомплекса Москвы, на котором были презентованы результаты исследования, посвященного изучению мнения москвичей о работе метро.
Согласно данным опроса, самым значимым видом транспорта в городе москвичи считают метро, им же они и пользуются чаще всего -76% респондентов. Большинство москвичей (79%) позитивно оценивают динамику развития этого вида транспорта в последние годы.
В запросе москвичей на строительство новых объектов на первое место выходят вопросы развития транспортной инфраструктуры: строительство дорог и транспортных развязок – 48%, а также новых станций метрополитена – 34 %. В вопросах развития общественного транспорта наиболее значимыми проектами участники опроса считают продолжение существующих линий метро и строительство новых. В контексте развития общественного транспорта даже проблемы строительства дорог и магистралей, а также организации новых маршрутов наземного транспорта уходят на второе место, уступая проектам развития метрополитена.
Подавляющее большинство опрошенных (86%) считают, что строительство новых станций метро необходимо согласовывать с жителями. Участвовать в том или ином формате общественных слушаний по вопросам строительства метро в их районах готовы 47% опрошенных москвичей.
Михаил Крестмейн, и.о. директора НИиПИ Генплана Москвы, выделил ряд обязательных и основополагающих для развития метро факторов развития:
1. Рельсовый транспорт Москвы должен быть единой системой. Как пример существующей системы — рельсовая система Берлина U-Bahn. В Москве аналогом должна стать интегрированная система метрополитена и малой кольцевой железной дороги.
2. Должны развиваться пересадочные узлы и перехватывающие парковки, чтобы жители отдаленных территорий приезжали на машине до метро, бросали автомобили на парковках и пересаживались на общественный транспорт. Это снизит транспортную нагрузку на город.
3. В метро должны строиться новые линии, в том числе и кольцевые. «Продлять до бесконечности существующие радиальные линии — нельзя. Иначе, вся периферия окажется в центре, и возникнет коллапс — в центре нельзя будет продохнуть».
4. Необходимо привлекать общественность в вопросы строительства метро в их районах, искать новые методы вовлечения в решение вопросы. В текущей системе, когда люди приходят на общественные слушания, много недостатков, в том числе и то, что на такие слушания ходят только недовольные строительством объектов граждане. Позитивной повестки там нет.
5. Транспортная инфраструктура должна быть первоначальна. Только после проведения транспортных систем нужно строить новое жилье.
В ходе дискуссии был выделен ряд проблем и положительных моментов в строительстве московского метро:
Положительное влияние бесплатного WiFi на социальную среду в метро, — так метрополитен становится популярнее у молодежи и туристов;
Высокая эффективность московского метро — метрополитен столицы перевозит больше всего пассажиров на километр пути в мире;
Постоянное противостояние архитекторов и строителей станций метро;
Нет внимания технической реконструкции существующих станций — пересадочные узлы станций метро не расширяются.
Некоторые станции строятся там, где их проще построить, а не где они нужнее.
Слишком жесткие технические требования при строительстве метро. Это увеличивает стоимость и снижает темпы строительства метрополитена.
Репрезентативный опрос ВЦИОМ проведён 23-26 июня 2015 г. Опрошено 1200 жителей Москвы. Статистическая погрешность не превышает 3%.