ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ БКЛ – мегапроект московского метростроения. Андрей БОЧКАРЁВ.09 февраля 2022

БочкаревАндрей БОЧКАРЁВ, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Идея строительства второго кольца метро не новая. О том, что одной кольцевой линии столичной подземке недостаточно, начали говорить еще в середине прошлого века: сначала были идеи о второй такой линии в районе Бульварного кольца, позже предложили построить полукольцо от ЗИЛа до Лефортово с последующими планами его замкнуть, но тогда было решено ограничиться развитием линий наземного городского транспорта. 

В 60-е годы к идее большого кольца вернулись – границы города значительно расширились, и понадобилась связь между новыми районами. Также важно было разгрузить радиальные ветки в центре города и соединить их между собой за пределами существующей Кольцевой линии – в то время возможности пересесть с одной линии метро на другую за пределами Кольцевой ветки в Москве не было, первая такая пересадка, с «Каховской» на «Севастопольскую», появилась только в 1983 году и до 1995 года оставалась единственной в своем роде. Однако и тогда из-за нехватки ресурсов и по другим причинам к реализации этого грандиозного проекта не приступили.

В итоге решение начать строительство БКЛ было принято мэром Москвы Сергеем Собяниным в 2011 году, к работам над проектом приступили незамедлительно – в ноябре того же года.

Город в ожидании одного из самых мощных прорывов в истории московского метростроения – завершения строительства Большой кольцевой
линии метро. На текущий момент две трети Большого кольца построены. Примечательно, что этот год можно считать юбилейным: к 90 уже построенным станциям наземного (МЦК) и подземного метро добавились еще десять – в итоге получается 100. После ввода в строй Большая кольцевая линия метро с 31 станцией приобретет статус самого протяженного метрокольца в мире! С запуском БКЛ начнется новая история московского транспорта.

Сергей СОБЯНИН, мэр города Москвы

3 млн жителей 34 столичных районов с вводом БКЛ получат метро в шаговой доступности.
2018 год стал важным рубежом в реализации проекта – в ноябре был открыт первый участок протяженностью 10,5 км с пятью станциями: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Запуск участка улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы – Хорошёвском, Аэропорте, Тимирязевском, Савёловском, а также способствовал доступности делового центра «Москва-Сити». Позже, в декабре того же года, открылась еще одна станция – «Савёловская», которая стала одной из самых глубоких на всей ветке – с глубиной заложения в 65 метров.

В марте 2020 года для пассажиров открылись «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово», а в декабре того же года – «Электрозаводская», что улучшило транспортное обслуживание жителей районов Нижегородский, Лефортово, Басманный и Соколиная Гора. Все эти станции сейчас работают в составе Некрасовской ветки метро, но после завершения строительства БКЛ уже окончательно станут ее частью. Запущенные в апреле этого года «Народное Ополчение» и «Мнёвники» стали последними из введенных на Большом кольце станций и одновременно первыми в районе Хорошёво-Мнёвники.

При реализации проекта БКЛ важным решением было сохранить традицию московского метро и проектировать уникальные по своему облику и дизайну объекты. «Савёловская», например, стала самой фотографируемой из новых станций метро, а один из снимков выиграл приз зрительских симпатий на Международном конкурсе фотографии «Искусство строительства» – 2019 (Art of Building).

Дизайн сразу семи станций БКЛ был выбран в ходе международных архитектурных конкурсов – это уже построенные станции «Мнёвники» и «Терехово», а также строящиеся «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща».

В этом году состоялся самый большой одномоментный ввод в истории Московского метрополитена – сразу десяти станций Большой кольцевой линии. В него вошли девять новых станций – «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и реконструированная «Каховская», которая также будет работать в составе БКЛ. Количество действующих станций БКЛ увеличилось с 12 до 22, то есть фактически готовы уже две трети Большого кольца.

Благодаря запуску данного участка улучшится транспортное обслуживание жителей сразу 13 районов Москвы. Это Хорошёво-Мнёвники, Кунцево, Можайский, Фили-Давыдково, Очаково-Матвеевское, Раменки, Проспект Вернадского, Обручевский, Ломоносовский, Черёмушки, Коньково, Зюзино и Нагорный. В общей сложности здесь работает и проживает более 1,5 млн человек, многие из них получат метро рядом с домом впервые. Станция «Терехово», в свою очередь, станет ключевым транспортным объектом для территории Мнёвниковской поймы, которая сегодня активно и комплексно развивается.

Сегодня Москва по скорости, интенсивности и плотности строительства метро занимает первое место в мире.

Строительство БКЛ неразрывно связано с различного рода рекордами. Во-первых, это не только самый масштабный проект в столичном метростроении, но и потенциально самая длинная кольцевая линия в мире. На данный момент самой протяженной считается Вторая кольцевая линия метро Пекина – ее длина 57 км. Для сравнения: длина БКЛ – 70 км. Здесь расположится 31 станция, с которой можно будет совершить 19 пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на МЦК, шесть пересадок на Московские центральные диаметры и 11 пересадок на линии железной дороги. По предварительным подсчетам специалистов, полностью Большую кольцевую линию метро можно будет проехать примерно за 90 минут, в зависимости от интервалов движения.

Еще один мировой рекорд, связанный со строительством БКЛ, был зафиксирован Guinness World Records в прошлом году – это рекорд по количеству одновременно работающих при строительстве метро тоннелепроходческих щитов. Тогда в Москве их работало 23, большинство – на БКЛ. Ни в одном мегаполисе мира такого еще никогда не было. Есть и достижения более локального, столичного масштаба – например, на Большом кольце расположится самый длинный эскалатор в Москве. Появится он на станции «Марьина Роща», его длина составит более 130 метров.

Главное назначение Большого кольца метро – повысить удобство и комфортность передвижения пассажиров.

Что касается эффекта от ввода БКЛ, то он, безусловно, будет мощным, а главное, мультипликативным. Во-первых, 3 млн москвичей из 34 районов Москвы получат метро в шаговой доступности, в результате чего пассажиры смогут значительно экономить время на поездках по городу: если раньше почти всем пассажирам при передвижении между периферийными районами приходилось ехать в центр до Кольцевой линии, чтобы дважды сделать там пересадку, то с запуском БКЛ такая необходимость отпадет. Например, путь от «Юго-Западной» до «Кунцевской» сократится с 43 минут до 20. Кроме того, повысится транспортная доступность более ста точек притяжения горожан, среди которых 16 объектов спорта, более 40 парков, зеленых и прогулочных зон, 27 корпусов различных учебных заведений и 38 объектов культуры и досуга.

Во-вторых, разгрузятся действующие ветки метро, особенно Кольцевая линия, а также улично-дорожная сеть, что положительно скажется на экологической ситуации в городе.

В-третьих, БКЛ – стимул для дальнейшего развития территорий в зоне притяжения новых станций. Мы уже имели возможность наблюдать такой эффект после запуска Московского центрального кольца (МЦК), когда городские территории рядом с новыми станциями, в особенности бывшие промзоны, начали активно развиваться и включаться в жизнь города.

Перед строителями стоит серьезная задача – завершить формирование единого транспортного каркаса уже в течение ближайших двух лет.

Запуск БКЛ, в свою очередь, станет еще более мощным толчком к развитию и повышению инвестиционной привлекательности прилегающих территорий: мы не забываем о том, что на каждый вложенный в городскую инфраструктуру рубль город получает три рубля частных инвестиций в различные сферы экономики. Кроме того, БКЛ станет основой для дальнейшего развития сети метро на ближайшие 50–70 лет: уже при строительстве Большого кольца закладываются технические решения, которые позволят присоединять к ней новые радиальные линии метро. Таким образом, с вводом БКЛ история столичного метрополитена еще только начинается.

Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» – оператор программы развития московского метро. Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций метро Москвы.

Источник: Информационный бюллетень Стройкомплекса Москвы, 2021. БОЛЬШАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ МЕТРО.