Пильгун Мария Александровна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института языкознания Российской Академии Наук
Разрешите представить вам результаты некоторых наших исследований, которые велись на основе анализа огромного количества данных, представленных в цифровой среде. Мы выявили, что в семантическом ядре сводной базы контента элементы, связанные с экологией, имеют достаточно большой вес. Кроме того, важность экологической темы уже проникла в бизнес, в различные социально-культурные сферы. Существуют различные типы фэшн-направлений, которые определяют настроение молодежи и экологическую составляющую, а по сути дела – пытаются гармонизировать отношения человека и окружающей среды.
Мы проследили семантические ассоциаты, которые возникают у носителей русского языка при слове «экологический». Самый близкий семантический ассоциат – это демографический, далее следуют социокультурный, глобальный, природоохранный, техногенный, эпидемиологический. Но, прежде всего слово «экология» для русскоязычного пользователя означает здоровье его и его детей. Лексема «эколог» становится очень частотной для русского языка, а экологическая тематика объединяет совершенно разные направления. Эко-мода диктует новые правила поведения, мышления, взаимоотношения с другими людьми, природой и новый образ жизни. Прежде всего, эко-мода — это здоровье, органическая еда, занятия спортом, превентивная медицина и экологичные средства передвижения. Эко-мода порождает новую этику, она регламентирует поведение людей. Один из новых трендов — мода на криптоискусство. Если совсем недавно технологии касались только 3D-моделирования, робототехники, искусственного интеллекта, то сейчас мы наблюдаем взрыв интереса к NFT-технологиям, когда токен практически перевернул все нормы поведения в коммуникативной среде. Все началось с продажи картины Beeple, которую купила на аукционе платформа для блокчейн транзакций и тут же демонстративно сожгла, предварительно конвертировав NFT. Токен позволяет вам стать владельцем уникального цифрового произведения искусства и в тоже время дает безраздельные возможности для его репродуцирования.
И это принципиально новый уровень свободы. Эко-мода уже давно влияет на урбанизм и приводит к направлению, которое условно можно назвать модой на свободу. Люди, которые родились и сформировались в цифровой среде, в которой нет ни языковых, ни территориальных, ни временных границ, пребывают в иллюзия полной свободы на выражение своих мыслей. И эту иллюзию они переносят на реальный мир. Запреты выражать свое мнение они воспринимают совсем не так, как их родители, а как покушение на их внутреннюю идентичность, разрушение их мира. В этот образ нового типа свободы входит и отказ от покупки жилья и дорогих машин, поскольку съемное жилье и велосипеды дают принципиально новый уровень свободы. Также появилась мода на волонтерство, на благотворительность, на различные виды духовного и религиозного поиска, новые впечатления и путешествия.
Эта тема получила интересное развитие в нашем исследовании – сравнение влияния коронавируса в России, Германии и Испании. Если, например, для русских авторов на первое место выходят экономические проблемы, то для немцев запрет на путешествие стал чуть ли не национальной трагедией. Также мы провели сравнительное исследование отношения пользователей к экологическим проблемам в России, Германии и Испании. При этом выяснилось, для Испании и Германии самая главная проблема – экологическая. Там ведутся протестные движения, устраиваются пикеты, замораживаются строительства. В Испании, например, это отель Algarrobico, который построили на заповедном побережье в 2003 году. В Германии –железнодорожный узел в Штутгарте. Когда мы стали подбирать похожий сюжет в России, то поняли, что невозможно наши проблемы сравнивать. Есть, конечно, Северо-восточная хорда, которая затрагивает Лосиный остров, но не она является нашей главной проблемой.