Планы становятся реальностью. Вектор развития агломерационного транспорта.  Михаил Крестмейн.15 марта 2022

Михаил Крестмейн, главный инженер Института Генплана Москвы

 

Любое строительство в Москве ведется в соответствии с Генеральным планом. Глобально такой подход позволяет избежать необходимости вносить коррективы впоследствии, переделывать то, что уже построено, принимать решения на ходу. Новые линии Московского метрополитена, которые сегодня строятся, проектируются, по прокладке которых уже принято решение, – все они были предусмотрены в Генплане столицы. Непосредственно строительство начинается тогда, когда возникает экономическое и социальное обоснование.

– Основа Московского метрополитена в том виде, который существует и поныне, была заложена в Генеральном плане Москвы 1935 года, хотя первые работы по строительству метро были начаты еще тремя годами ранее. Я не устаю повторять, что именно радиально-кольцевая структура Москвы и ее метрополитена позволила столице не только выжить в различные трудные периоды, но и развивать город и его главный общественный транспорт. В 1950-е годы открытие первого метрокольца стало мощным импульсом для развития прилегающих к нему территорий. Сейчас такой импульс получает срединная зона мегаполиса, через которую пройдет Большая кольцевая линия метро.

МЦК за пять лет работы доказало необходимость метроколец.

Идея строительства второй кольцевой линии метрополитена, как и многих радиальных, была заложена еще в Генеральном плане Москвы 1971 года. Правда, трассировка того метрокольца не совпадала с маршрутом БКЛ, она имела куда бóльшую протяженность и на севере города доходила почти до железнодорожного кольца. Но в те годы не было сил и средств на столь масштабное строительство.

При разработке обновленного Генерального плана развития Москвы 2010 года специалисты нашего института сделали вывод, что существующая на тот момент система метрополитена уже почти полностью себя исчерпала. Если бы мы просто продлевали имеющие радиусы, то это грозило бы их перегрузкой. Нужно было разрабатывать принципиально новую структуру столичной подземки.

380 млн пассажиров способна ежегодно обслуживать БКЛ метро.

Я считаю, что Большая кольцевая линия – это не просто главный проект метростроения, а по-настоящему революционная идея, реализация которой приведет к существенному улучшению транспортной системы всего города. Мегапроект БКЛ – следствие сложного, смелого и чрезвычайно ответственного решения столичного руководства.

То, что московскому метро нужны кольцевые направления, доказывает положительный опыт эксплуатации запущенного в 2016 году Московского центрального кольца. Когда мы прогнозировали пассажиропотоки на этом кольце, многие эксперты относились к нашим цифрам скептически и утверждали, что МЦК не будет пользоваться популярностью. Время доказало правильность принятого решения о превращении Малого кольца железной дороги в современный комфортный вид транспорта.

Большая кольцевая линия вдохнет жизнь в прилегающие к ней территории.

Очевидно, что вновь построенный участок радиальной линии метро обслуживает, как правило, несколько районов. А вот Большая кольцевая будет служить всему городу, всем москвичам. Реализованный проект позволит создать альтернативные пути – удобные поперечные связки между районами, и тогда, чтобы добраться до соседней части города, пассажирам больше не нужно будет ехать в центр, а значит, они значительно сэкономят время на передвижение. По некоторым направлениям время в пути уменьшится в два-три раза. По прогнозам экспертов, БКЛ способна ежегодно обслуживать поток пассажиров не менее 380 млн человек.

В Москве еще достаточно районов, не охваченных метрополитеном, а существующие линии подземки протянуть туда было невозможно. Строительство новых веток, будь то Бирюлёвская, Рублёво-Архангельская или Троицкая, стало возможным после решения о строительстве Большого кольца. Именно Большая кольцевая линия станет добавочным контуром, к которому можно присоединять новые радиальные линии. В ходе проектирования и строительства БКЛ заложены такие технические решения, а значит, столичных районов, куда придет метро, станет значительно больше.

И самое важное – Большая кольцевая линия метро создает предпосылки для возникновения единой системы скоростного рельсового транспорта. Город развивает не только подземку, но и железную дорогу, в частности Московские центральные диаметры. Объединению разных видов городского транспорта будут способствовать и удобные пересадки, которые обеспечит Большое кольцо метро. Именно запуск МЦД наряду с МЦК и БКЛ формирует основу агломерационного транспорта столичного региона.

Успешным примером солидарного развития нескольких видов рельсового транспорта можно считать Берлин, где S-Bahn (городские и пригородные электрички) и U-Bahn (метрополитен) являются единой системой с единым билетом и массой возможностей для пересадок. При этом транспорт по этим рельсам ходит не по расписанию, а с заданным интервалом. Единый билет и удобная пересадка – вот и все, что нужно и московскому пассажиру. И город к этому стремится.

МЦК, БКЛ и МЦД – основа агломерационного транспорта столичного региона.

От замысла до строительства Большого кольца прошло более полувека. Совсем скоро проект БКЛ будет воплощен в жизнь. Я знаю, как трудна работа метростроителей на любом участке. Но все-таки строительство Большой кольцевой линии – история особая. Уникальность этого проекта отражена в цифрах и фактах. А я хочу подчеркнуть главную специфику – строительство идет в теле активно живущего мегаполиса, под городской застройкой срединной зоны Москвы. Марат Шакирзянович Хуснуллин образно сказал, что возведение БКЛ можно сравнить с ремонтом автомобиля с работающим двигателем. Поэтому всем, кто причастен к реализации масштабного проекта – проектировщикам, архитекторам, строителям, инженерам, – можно только низко поклониться.

 

Источник: Информационный бюллетень Стройкомплекса Москвы, 2021. БОЛЬШАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ МЕТРО.