По плечу проекты любой сложности. «Мосинжпроект» – главный метростроитель столицы. Юрий Кравцов.05 марта 2022

В последние годы строительство метро в столице ведется рекордными темпами, обеспечивая удобным скоростным транспортом жителей самых отдаленных территорий мегаполиса. На сооружении знакового объекта – Большой кольцевой линии метро – задействован коллектив компании «Мосинжпроект». Об особенностях реализации приоритетного для Москвы масштабного проекта рассказывает генеральный директор инжинирингового холдинга Юрий КРАВЦОВ.

 

– Юрий Николаевич, холдинг «Мосинжпроект» в последнее десятилетие является единым оператором Программы развития Московского метрополитена. На счету компании сотни километров линий метро, полсотни станций, но строительство БКЛ – это уникальный проект, а значит, и уникальный опыт. В чем он состоит?

– Холдинг «Мосинжпроект» как генеральный проектировщик и генподрядчик участвовал в создании 51 станции московского метро, 12 из них открыто на Большой кольцевой линии. Скоро к этим цифрам можно будет прибавить десять – именно столько станций БКЛ начнет принимать пассажиров до конца года. Одновременный пуск такого количества новых станций – само по себе уникальное для столичной подземки событие.

И, конечно, Большое кольцо – неординарный проект, это крупнейшая в мире кольцевая линия метро, ее длина составит 70 км. Особенность БКЛ не только в масштабе – мы интегрируем ее в действующую транспортную систему столицы, работа ведется в мегаполисе с плотной застройкой и развитой инфраструктурой. Все это стало для холдинга вызовом, но более чем 60-летний опыт «Мосинжпроекта» в строительстве под землей позволяет решать все задачи. Важен и конечный результат наших работ: для миллионов москвичей сократится путь до работы, а у многих метро впервые появится рядом с домом.

– Темп строительства БКЛ решено ускорить и ввести в эксплуатацию все станции метрокольца практически на год раньше срока. Потребовало ли это решение привлечения дополнительных ресурсов: специалистов, техники, корректировки организационной работы процесса строительства? Не повлияет ли ускорение на качество объектов?

– Наших ресурсов вполне достаточно для решения масштабных задач в сжатые сроки. На строительстве московского метрополитена трудится более 21 тыс. человек. Непосредственно на БКЛ работают 15 тыс. метростроевцев. Мы используем самое современное оборудование – новые буровые установки, фрезы по раскрытию грунта, тоннелепроходческие щиты, в том числе для сооружения двухпутных тоннелей. Новая техника позволяет не только сэкономить время, но и снизить стоимость работ. Также важным шагом в организации процесса ускоренного строительства стало введение методологии управления проектами. Добившись высоких темпов создания метро, мы при этом строго следим за соблюдением требований к качеству и безопасности наших объектов.

15 тыс. метростроевцев и сотни специализированных машин задействованы на сооружении Большой кольцевой линии метро.

– Проходка тоннелей Большого кольца метро практически завершена. Какой участок оказался самым сложным? Потребовались ли при решении проблем нестандартные решения?

– Можно выделить станции «Рижская» и «Марьина Роща» северо-восточного участка Большого кольца. Они строятся глубинным горнопроходческим способом, работы ведутся в ограниченном пространстве на глубине более 60 метров. Однако непростыми можно назвать все участки: многие пролегают поблизости от действующих линий метрополитена и автомагистралей, рядом с жилыми домами и офисами, памятниками истории и культуры, чувствительными к вибрациям. При тоннелепроходке нам удалось минимизировать воздействие на геоэкологическую среду, применив такие технологии, как полузакрытый способ строительства и jet-grouting – возведения стен в грунте с тонкой противофильтрационной завесой.

– Как инновационные технологии, в том числе и цифровые, помогают в возведении БКЛ?

– При проектировании двух станций Большой кольцевой линии – «Кунцевской» и «Терехово» – мы использовали технологии информационного моделирования (BIM). Они позволяют определить спецификации требуемого оборудования и рассчитать точное количество необходимых материалов. Все это существенно ускоряет создание каждой станции. Проектный институт нашего холдинга признан «BIM-лидером» России по версии крупнейшей компании – разработчика программного обеспечения Autodesk.

«Мосинжпроект» готов реализовать один из самых масштабных проектов современного метростроения в мире не только в рекордные сроки, но и с опережением графика.

Сейчас «Мосинжпроект» развивает собственный центр компетенций BIM и планирует внедрять «цифру» во все этапы создания новых объектов. Перспективные информационные модели на основе новейших международных стандартов безопасности мы планируем испытать при работе над электродепо «Красный строитель» строящейся Бирюлёвской линии Московского метрополитена и в дальнейшем активно использовать в метростроении и других сферах нашей деятельности.

– «Мосинжпроект» из года в год укрепляет свои позиции в рейтингах крупнейших строительных компаний мира. Какие цели в плане дальнейшего продвижения в престижных списках строительной отрасли ставит перед собой коллектив холдинга?

– Задача нашего инжинирингового холдинга – осуществлять проекты любой сложности. А высокие места в рейтингах являются отражением результатов нашей работы, важной оценкой со стороны профессионалов рынка. Холдинг «Мосинжпроект» накопил уникальный опыт при строительстве метро и автомагистралей, при создании гражданских объектов. Помимо крупных проектов в столице, таких как, например, Национальный космический центр, наш холдинг участвует в реализации градостроительных инициатив на Урале. Одна из них – создание общественного пространства «Притяжение» с парком и спортивным кластером в Магнитогорске. Другая – развитие транспортной системы Екатеринбурга. В настоящее время мы расширяем сотрудничество с регионами, и в наших ближайших планах – предоставить заказчикам услуги по созданию городов «под ключ».

Холдинг как лидер в области метростроения обладает уникальным опытом подземного строительства в условиях густонаселенного мегаполиса.

«Мосинжпроект» владеет компетенциями, необходимыми для успешной интеграции крупных осваиваемых территорий в уже существующую городскую инфраструктуру. Мы можем разработать транспортный каркас и комплексную систему инженерного обеспечения, спланировать строительство необходимых социальных и коммерческих объектов. Компания готова участвовать в формировании современной городской среды, отвечающей всем мировым требования комфорта и безопасности, и в российских регионах, и за рубежом.

«Мосинжпроект» развивает собственный центр компетенций BIM и планирует внедрять «цифру» во все этапы создания новых объектов.

 

Источник: Информационный бюллетень Стройкомплекса Москвы, 2021. БОЛЬШАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ МЕТРО.