Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал о главных темах и проектах столицы в прошедшем 2017 году и своём отношении к ним.
Программа реновации затронула многих жителей столицы, исключением не стал и главный архитектор Москвы: Сергей Олегович прожил в хрущёвке большую часть своей жизни, а его родители живут там и сейчас. В детстве Кузнецову его район с хрущевками казался прекрасным, но позже он начал понимать, что такая среда далеко не идеальна и в ней существует определённое количество проблем. Как и многие он невольно сравнивал свой дом и ему подобные с красивыми сталинскими домами. Кузнецов считает, что желание жить в красивой среде, доме, подъезде и т.д. очень важно и влияет на то, как ты относишься к своему дому, подъезду, району и т.д. По его мнению, «хрущевские кварталы все эти чувства в людях подавляют». Поэтому архитектор считает правильным решением их снос, нужно научиться расставаться с прошлым и не бояться нового будущего.
Другим важным проектом ушедшего года было открытие парка «Зарядье». Сейчас осталось решить некоторые вопросы относительно дальнейшего развития этой территории потому что подобные объекты предполагают постоянные изменения, они выступают как живой организм. В целом, как стартовая площадка, «Зарядье» полностью устраивает Кузнецова, однако, как и в случае с «Лужниками» он отмечает избыточную безопасность. Архитектор также отмечает, что подобные проекты как этот парк, невозможно полностью окупить, только если в плане операционных затрат. Такие проекты, как и Большой театр или Третьяковская галерея тратят деньги, но никто не ждёт, что они будут их зарабатывать – это далеко не главная цель.
В последние годы наметилась новая тенденция – рост интереса к монументальному искусству. В течении последних двух лет в столице открыли много новых памятников — князю Владимиру, М. Калашникову, жертвам политических репрессий, и т.д. В будущем планируется открытие ещё нескольких и Сергей Кузнецов считает, что памятников в городе действительно стало довольно много. Самому архитектору ближе стрит-арт – уличные скульптуры в стиле Джеффа Кунса или Аниша Капура. Когда же в городе много классических памятников они быстро девальвируются, их не должно быть много. Кроме того, Сергей Олегович отмечает, что памятники с фигурами людей сейчас редко бывают удачными, и это скорее всего связанно с утраченным мастерством. Современный памятник, по его мнению, должен демонстрировать символы, а не фигуры.
Сейчас сносят или реконструируют многие старинные здания. Безусловно, говорит Кузнецов, мы должны максимально беречь своё наследие, но в каких-то рамках объективности. Далеко не каждое здание несёт в себе архитектурную ценность. Было несколько крупных скандалов относительно Таганской АТС, ДК им. Серафимовича и Усачевки. По мнению архитектора, АТС была более интересным объектом, чем ДК, чей снос не станет огромной потерей для конструктивистского наследия Москвы. Во всех таких спорах главным остаётся вопрос, что будет построено вместо сносимых объектов. Сам Кузнецов «бы более трезво и спокойно относился к тому, что уходит».