В Москве прошла научно-практическая конференция «Стандарты транспортного моделирования», организатором которой выступил ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и содействии Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Специалисты в области транспортного моделирования и дорожного движения собрались 11 декабря на площадке Мосстройинформа в зале Интерактивной карты. Модератором дискуссии выступил президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.
Основные вопросы, рассмотренные участниками, сформулированы так: как сделать так, чтобы транспортные схемы в российских городах учитывали интересы всех участников движения? Какие изменения нормативной базы необходимы для того, чтобы устранить принципиальные разногласия, возникающие при формировании улично-дорожной сети? Как заказчику проконтролировать результаты моделирования транспортного спроса?
Программа конференции включала в себя три тематических блока. Первую сессию «Современные стандарты моделирования транспортного спроса» открыл заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства РФ Владимир Луговенко. В своем докладе спикер рассмотрел вопросы нормативного регулирования деятельности в области транспортного моделирования.
Начальник отдела научных исследований транспортной инфраструктуры и моделирования Градплана города Москвы Леонид Барышев акцентировал внимание на унификации подходов к моделированию транспортного спроса в процессе градостроительного проектирования. Градплан разработал «Методические рекомендации по созданию и использованию транспортных моделей для прогноза транспортных и пассажирских потоков при разработке документов градостроительного проектирования города Москвы». Они призваны восполнить существующий сегодня острый дефицит в научно-обоснованных методах и моделях прогнозирования показателей транспортного обеспечения при проектировании территорий.
«Разработанная институтом методика помогает выполнить оценку существующего и прогнозируемого уровней транспортной обеспеченности, а также оценить потенциал территорий при ведении работ в сфере градостроительного проектирования. Кроме того, применение предложенных научно-обоснованных методов и моделей позволяет определить рациональный баланс населения, число мест приложения труда и объектов притяжения с учетом возможностей транспортной инфраструктуры и подготовить данные для экологических и социально-экономических расчетов», – почеркнул спикер.
Ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и Управление» РАН Владимир Швецов свое выступление посвятил современному состоянию и базовым стандартам моделирования транспортного спроса.
Большой интерес участников конференции вызвало выступление Луиса Уильямсена. Признанный специалист в области транспортного моделирования и дорожного движения рассказал российским коллегам о стандартах транспортного моделирования в Великобритании, объяснил, как правильно работать с моделями, какие риски существуют при их разработке и к чему они могут привести в дальнейшем.
Важнейшей частью конференции стал тематический блок, посвященный практическому опыту создания и использования транспортных моделей крупных городов. Руководитель сектора транспортной аналитики Института Генплана Москвы Олег Васильев в своем докладе рассмотрел опыт транспортного моделирования Москвы.
«Решение всех градостроительных проблем исключительно транспортными мерами имеет свои ограничения. При решении транспортных вопросов неизбежно встает вопрос оптимизации системы расселения, то есть пришло время активной разработки решений транспортных проблем нетранспортными методами для достижения полицентричности и сбалансированности застройки, что поможет сократить длину и время поездки и снизить загрузку улично-дорожной сети», – резюмировал докладчик.
Зарубежный опыт на конференции представили ведущие европейские аналитики. Президент компании PIRON Consulting SAS Винсент Пирон, разработавший социально-экономическую модель, учитывающую последствия инвестиций в городской транспорт и жилищное строительство, познакомил собравшихся с особенностями прогноза транспортных потоков в Париже. Именно внедрение программ, которые способны анализировать перемещение автомобилей, их парковку, время в пути, а также соотношение между интенсивностью и скоростью движения позволили сформировать оптимальную транспортную систему, которая учитывает все потребности жителей. Винсент Пирон затронул также вопросы создания и использования платных дорог.
Актуальную для российских мегаполисов тему подняла директор Aimsun SARL, Siemens Аврора Реми. Она поделится опытом моделирования полос для общественного транспорта и создания пешеходных зон в Париже. Ведущий специалист по направлению моделирования высокоавтоматизированных транспортных средств Siemens, Aimsun SLU, Мартин Хартман рассказал о том, как оценить готовность инфраструктуры к использованию беспилотного транспорта, к внедрению которого постепенно приступает и российская столица.
Различные аспекты моделирования транспортного спроса были рассмотрены в ходе третьей сессии конференции. Директор Центра транспортного моделирования Национального исследовательского университет «Высшая школа экономики» Александр Кулаков представил исследование «Геопространственный анализ параметров транспортного потока по результатам статического расчета». Советник Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Дмитрий Немчинов рассмотрел вопросы оценки качества транспортного обслуживания с использованием методов транспортного моделирования. Заведующий научно-исследовательским сектором «Транспортное моделирование» ОАО «Научно-исследовательского института автомобильного транспорта» Александр Литвинов выступил с докладом на тему «Подходы к моделированию выбора способа передвижения в городах». В завершении конференции еще раз слово было предоставлено Луису Уильямсену, который сосредоточил внимание на вопросах точности транспортного моделирования.
Участники конференции были единодушны во мнении, что внедрение единого подхода к проведению транспортного моделирования, а также систематизация исходных данных и методов анализа результатов моделирования позволят оптимизировать процесс принятия решений в сфере транспортного обслуживания населения, повысить результативность взаимодействия между органами исполнительной власти и проектными организациями при разработке градостроительной документации.
Фото (с) gradplanmos.ru