
Валерий ФЁДОРОВ, генеральный директор ВЦИОМ
Приоритеты москвичей в части строительства различной инфраструктуры в текущей экономической ситуации определило исследование, проведенное в ноябре 2020 года. Социологический анализ, проведенный в мае−августе 2020 года, продемонстрировал изменения отношения застройщиков к прохождению административных процедур в строительной отрасли.
Ничего удивительного, что в этом году в рейтинге запросов жителей на строительство различной инфраструктуры медучреждения занимают первое место. 53,7% респондентов считают: чтобы город стал удобнее, комфортнее для жителей, в первую очередь надо строить больницы и поликлиники. Всего год назад в аналогичном опросе этот показатель набрал 40,7% голосов. На вторую позицию вышли – детские сады, за эти объекты голос отдали почти 48% опрошенных. Следом в рейтинге идут такие социальные объекты как детские поликлиники, школы, спортивные центры – каждый показатель набрал более 40% голосов.
Дороги и транспортные развязки находятся на пятой позиции, приоритетность этого запроса значительно снизилась, это говорит о результатах, которые достигнуты за десять лет активного развития транспортной инфраструктуры. Что надо строить новые станции метрополитена, считают 26,6% москвичей, необходимость строительства ТПУ отметила пятая часть участников опроса. Магазины, торговые центры находятся в нижней части рейтинга запроса: только 7,6% участников опроса полагают, что это ровно то, что нужно в приоритетном порядке строить в Москве.
И все-таки решение транспортного вопроса остается актуальной задачей. Какие меры, по мнению москвичей, могут улучшить транспортную ситуацию в столице? На первое место в этом рейтинге вышел ответ «Создание рабочих мест в Подмосковье» (так считает почти половина опрошенных). Строительство новых дорог, развязок, расширение магистралей только на второй позиции с существенным отставанием, но тоже в значительном приоритете – 38,6%. И замыкает тройку ответов-лидеров строительство новых станций метро и второго кольца метрополитена – 34%. Остальные меры менее популярны, и замыкает список приоритетов показатель «Расширение зоны платных парковок», только 6,9% горожан считают, что подобная мера может улучшить общую транспортную ситуацию.
Какова картина использования общественного транспорта в столице? Известно, что ставка на общественный транспорт в разных его видах была стратегической, и последние годы таковой и остается. Мы спрашивали москвичей, каким же видом транспорта они чаще всего пользуются в своих поездках по городу? Для своих поездок использовать только общественный транспорт предпочитают 50,7% респондентов, причем женщин в этой категории пассажиров больше, чем мужчин. Еще 25,2% горожан в равной мере пользуются и личным автомобилем, и общественным транспортом, и в использовании автомобиля ожидаемо лидерство у представителей сильного пола. В период ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, возросла доля людей, которые для передвижения используют только личный автомобиль: среди участников опроса таковых оказалось 20,4%, и распределение по половому признаку практически равное.
Метро по-прежнему остается самым главным общественным транспортом столицы. 95,3% опрошенных для передвижения предпочитают подземку. Далее в рейтинге идут автобус и другие средства передвижения, по сравнению с предыдущими периодами выросли показатели использования такси. Такси стало гораздо больше, оно стало существенно дешевле, и если раньше такси в Москве означал элитный, дорогой вид транспорта, который далеко не каждый мог себе позволить, то сегодня, этот вид транспорта вошел в тройку приоритетов. 42,7% горожан пользуется услугами МЦК, показатель достаточно высокий, учитывая, что эта система работает всего несколько лет. Другие виды общественного транспорта – трамвай, маршрутное такси, троллейбус – также не сдают позиций, каждым из них пользуется от 40% до 51% опрошенных.
Как, в каком именно направлении надо развивать общественный транспорт, каким элементам этой системы отдавать приоритет? Результаты исследования показывают, что в разных округах столицы ситуация, а соответственно, и запросы москвичей – разные. Но общая тенденция такова: 64,1% опрошенных говорят о том, что приоритетным, наиболее значимым является именно постройка новых линий метрополитена. На второй позиции – расширение старых линий метро. На третьей позиции показатель «Постройка новых дорог и магистралей» – 47%. Необходимость организации новых маршрутов наземного общественного транспорта отметили 35% москвичей.
От приоритетов в строительстве перейдем к проблемам самого процесса строительства. Эта часть исследования основана на мнении профессионалов отрасли, экспертов, тех, кто непосредственно строит и решает вопросы. Каковы же причины проблем строительной отрасли? В тройке лидеров ответы: «Недостаток инвестиций», «Высокие процентные ставки по кредитам, недоступность долгосрочных кредитов», «Постоянное изменение правил, законодательства».
Отдельный блок вопросов в рамках исследования был посвящен влиянию на бизнес пандемии коронавирусной инфекции и связанным с ней сложностям в экономике. 58% представителей строительных компаний отметили уменьшение количества заказов в период пандемии. 42% зафиксировали рост дебиторской задолженности и повышение стоимости материалов и услуг. О снижении бюджетов заказов, а также о негативных переменах в бизнесе заявили по 39% опрошенных. На снижение маржинальности пожаловались 36% респондентов.
Можно сделать вывод: основные группы макро-причин, мешающих строить сегодня, следующие: структурные факторы, сложившиеся на рынке (монополизация, и как следствие – коррупция и лоббирование); экономические факторы (высокие проценты по кредитам, рост себестоимости, в т.ч. материалов); нестабильность «правил игры» (неопределенная экономическая конъюнктура, постоянное
изменение законодательства и т.п.)
В то же время исследование показало, что застройщикам стало комфортнее взаимодействовать с организациями столичного Стройкомплекса. На вопрос, как изменился процесс прохождения административных процедур в Москве за последние два года, 61% ответил «упростился», 13% представителей строительного сообщества никаких изменений не отметили, на процент больше считают, что этот процесс усложнился.
В ходе исследования его участники оценили сложности прохождения этапов строительства. Подключение к инженерным сетям традиционно является одним из наиболее сложных этапов в прохождении административных процедур, сопоставимыми по сложности также являются этапы оформления земельно-имущественных отношений и градостроительной подготовки.
ВЦИОМ выслушал мнения представителей компаний относительно того, как можно сократить число процедур, необходимых для строительства, и сроки их прохождения. Главное предложение, прозвучавшее в тех или иных формулировках у 79% опрошенных, касалось внедрения института консультаций с органами исполнительной власти. 73% респондентов высказались за упрощение процедуры внесения изменений в ПЗЗ при реализации инвестпроектов, и 70% – за возможность получать согласованную позицию нескольких органов власти на определенном этапе реализации проекта. 67% предложили обеспечить прямой доступ к информационным ресурсам для формирования предпроектных решений, а 66% опрошенных – снизить частоту изменений в законодательстве.