Владимир ИВАНОВ, управляющий партнер ГК «Спектрум»
Сегодня при проектировании транспортных объектов мы должны учитывать новые реалии. Строительными процессами можно управлять с помощью цифровых инструментов. Фактически применять их можно на любом этапе производства. Также можно заниматься прогнозированием любых вещей при помощи компьютерных программ.
Сегодня любую архитектурную задумку можно очень быстро воплотить в жизнь при помощи 3D-моделирования, к которому так привыкли представители молодежи. К примеру, при помощи СFD-моделирования можно задать аэродинамику пространства на любом уровне – от помещения до города. Программа рассчитывает климатический потенциал территории, ветровое районирование, пешеходную и экологическую комфортность, ветровые нагрузки на здания, анализирует архитектурно-градостроительные концепции и имеет массу других возможностей.
Пандемия меняет общественные пространства. Транспортные узлы, как и любой транспортный объект предполагают массовый пешеходный трафик, в связи с чем в таких помещениях риск распространения вируса возрастает. Этот фактор сегодня необходимо учитывать при проектировании и строительстве транспортных и иных объектов, подразумевающих большие скопления людей. Мы можем смоделировать транспортные потоки, понимая, в каком месте и почему образуются заторы и где нужно «расшить» узкое место.
«Спектрум» совместно с партнерами на основании мировой практики и официальных рекомендаций определил ряд мероприятий, которые способны упреждать и минимизировать распространение инфекции на транспортных объектах.
Первое: необходимо увеличивать пространство, метраж объектов, чтобы людям было проще соблюдать дистанцию. Второе: разделять потоки людей, особенно на транспортных объектах, где необходимо физически отделять уезжающих от приезжающих. Третье: соблюдать максимальную бесконтактность. Например, сейчас в аэропортах, вместо тетенек и дяденек из службы безопасности, которые чуть ли не пытаются нас ощупать, должен появиться современный сканер, который бесконтактно справится с функцией проверки лучше, чем люди. Четвертое: уделять больше внимания системам воздухообмена и дезинфекции, предусматривать системы обеззараживания воздуха еще на стадии проектирования. И относится к этому процессу более серьезно, чем за последние 20–30 лет, когда многие подрядчики уменьшали кратность воздухообмена и экономили на этом до 20% от каталожной суммы.
Мы говорим о том, как долго реализуются проекты по переориентации города. В этой связи хотел бы привести два примера. Когда в столице создавался деловой центр «Москва-Сити», эта территория изначально не была транспортно-ориентированной. В дальнейшем это привело к очень плохой репутации района. Все сказали: домов понастроили, а как туда доехать и вообще добраться? Сейчас транспортная доступность существенно изменена, район заполнился и живет. Создана новая жемчужина города. Это, наверное, самое популярное в Москве место для селфи. Теперь столица чаще выглядит как «Москва-Сити», а не как храм Василия Блаженного.
Второй пример касается Санкт-Петербурга. Там вначале тоже была попытка создать подобие «Газпром-Сити» фактически в центре города, не на Невском проспекте, но рядом, в депрессивном районе. Потом объект отнесли дальше, в сторону Приморского района. И мгновенно в городе очень многое изменилось. Появились новые дороги, район, где располагаются предприятия «Газпрома», стал центром деловой активности, хотя до сих пор активно формируется. Восхищаешься инженерным искусством – на болотах построили самое высокое здание Европы. В нашей стране, существенно недостроенной и существенно требующей модернизации, надо возводить такие сложные инженерные сооружения.