Конференции «Сети 4.0» я воспринимаю не как некую виртуальную площадку, где есть поле для получения и обмена информацией, идентификации себя каким-то образом, а воспринимаю как концепцию сетевого мышления, проникновение идей в общество, к пользователям, тем, кто задается какими-то исследовательскими вопросами. И в этом смысле для меня «Сети» – это как раз распространение на большую аудиторию лучших практик, лучшего опыта.
Анна ЖДАНОВА
генеральный директор АНО ДПО «Высшая школа компетенций»
Я плотно работаю с образовательными организациями: школами и вузами. Тенденция, которую сейчас наблюдаю, связана и с моей личной историей, потому что в свое время я окончила педагогический вуз. Все выпускники моего курса, а также параллельных курсов вышли в профессию с одинаковыми дипломами и с одними и теми же вопросами: что же дальше делать? Как идти к детям? Чему их учить? Как учить? Как воспитывать?
Общаясь с нынешними выпускниками педагогических вузов, я понимаю: у них эти же вопросы остаются открытыми. Каково следующее решение современных педагогов? Открыть конспекты, методички и начать действовать в рамках урока, выдавая какой-то результат, который система образования оценивает.
Очень жаль, что в педагогических вузах мы в теории изучаем системно-деятельностный подход, который разработан отечественными психологами и педагогами, но при этом не используем его как концепцию. Нынешние педагоги используют данный подход просто как набор форматов, образовательных форм либо каких-то видов воздействия на своих воспитанников. Почему у нас этот системно-деятельностный подход не живет и не работает на формирование личности, формирование и получение знания? Не работает естественным путем, как это описали основатели такого подхода, и как подтверждает практика, что он действительно может работать?
На что ориентируются, какую цель держат в голове и молодые педагоги, и педагоги, которые еще в советское время окончили педагогические вузы? Системно-деятельностный подход зафиксирован в федеральном государственном образовательном стандарте, но сейчас, к сожалению, это выглядит как некая теория, пылящаяся на полках, задекларированная и требующая использования на практике. Но это – только тексты, методички, инструкции и большое количество отчетов по освоению программы.
А что с программами? Программы у нас сейчас проверяются усвоенным объемом знаний, которые нужно подтвердить проверочными работами, либо в девятых-одиннадцатых классах при сдаче экзаменов. Что, собственно, проверяют экзамены? Они проверяют усвоение программы. В федеральном государственном образовательном стандарте также зафиксировано, что любая программа – это минимальный уровень для освоения самыми тяжелыми, с точки зрения воспитания и образования, детьми.
На что мы ориентируемся? Чему мы учим и кого мы хотим выпустить из школы? Педагоги начальных классов часто сетуют на то, что упущены какие-то возможности в дошкольном образовании. Преподаватели в средних классах говорят о детях: они ничего не понимают и вообще не хотят учиться. Общаясь с родителями старшеклассника, педагоги предлагают: давайте хотя бы замотивируем ученика на какие-то два предмета, которые нужно сдать в рамках ЕГЭ или ОГЭ, чтобы определиться с выбором профессии или дальнейшего образования.
Почему это происходит? На мой взгляд, в том числе и потому, что в педагогических вузах системно-деятельностный подход не преподается в том виде, в каком он должен быть реализован на практике. Именно поэтому у нас в классе есть только два ответа: правильный и неправильный; у нас перед ребенком не ставится исследовательский вопрос, что это знание должно быть не просто услышано, прочитано, выучено. Такое знание не присваивается, не происходит научение учиться.
Какой-то неоднозначный ответ ученика воспринимается лишь как оценка «садись два», а не «это интересная идея, как ты к этому пришел»? К сожалению, в педагогической практике также абсолютно отсутствует совместная деятельность взрослого и ребенка, будь то дети и родители или дети и педагоги. В такой деятельности можно действительно добыть и присвоить то самое знание и не потерять мотивацию к получению этого знания на протяжении всей жизни.
И самое главное: знать, как это делается. Коллеги уже озвучили отсутствие рефлексии в образовании, а это тоже один из элементов деятельности именно в ходе научения, это не должно применяться оторвано, это должно быть применимо к любому научению. У педагогов, реализующих такой подход, в группе обучающихся в принципе нет неуспешных детей, нет неосвоенных тем. Потому что все происходит органично и с точки зрения развития психики человека, и с точки зрения инструментов и выбора этих инструментов самим обучающимся, в том числе, включение опыта осознания того, что получил обучающийся.
Необходимо формировать действительно практичные, деятельностные пространства, где и педагоги, и специалисты, и родители могут освоить новый метод, попробовать пройти нужный путь для того, чтобы присвоить знание. Чтобы это не оставалось лишь теорией, а было успешно реализовано на практике. Моя идея состоит в организации психолого-педагогического фестиваля мегаполисов, который в полной мере использует идею сетевого мышления, создает особую среду для всех участников и позволит освоить многообразие видов деятельности. В центре все-таки хватает информации, а для регионов это крайне необходимо.
Психолого-педагогический фестиваль сможет стать практической площадкой для экспертов (педагогов, психологов, других специалистов, работающих с детьми) и родителей. Экспертам важно напитаться новыми подходами и задумками, поэкспериментировать в творческих лабораториях вместе с коллегами, поднять острые профессиональные вопросы. Родителям важно познакомиться с опытом экспертов, «присвоить» интересные практики, найти ориентиры в вопросах развития своих детей, найти «свое» родительское сообщество.