Алексей РАСХОДЧИКОВ, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект»

Алексей РАСХОДЧИКОВ, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект»

2020 год особенный не только тем, что мы переживаем пандемию COVID-19. Р. Загрутдинов отметил, что в этом году команда С. Собянина отмечает 10-летие работы. А компании «Мосинжпроект» в этом году исполняется 62 года, и последнее десятилетие стало очень значимым в развитии одного из главных операторов строительства метрополитена в Москве. 56 станций построено за 10 лет, за такой же период в 60–70-х годах прошлого века рекордным было 30 станций, то есть темпы строительства увеличились почти в два раза! Метро – это та транспортная инфраструктура, которая еще десятки лет будет обеспечивать системное устойчивое развитие многих территорий.

«Мосинжпроект» за эти годы накопил достаточно большой опыт. Компания реализует проекты, применяя не только передовые мировые технологии; при решении нестандартных задач, которые мегаполис ставит перед строителями, МИП разрабатывает собственные инновационные подходы. Руководитель Департамента строительства города Москвы обозначил 2022 год как значимый в реализации масштабных проектов метростроения, но мы надеемся, что за этим последуют другие важные задачи, в исполнении который опыт «Мосинжпроекта» будет востребован и важен как для столицы, так и для других регионов страны.

В этом году произошло еще одно значимое событие. Компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по числу используемых при строительстве метро тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). Пальма первенства – у Москвы. Ни в одном мегаполисе мира не работало одновременно на одном проекте 23 щита.

Если говорить об архитектуре станций, надо вспомнить 2012–2013 годы. Тогда, на старте программы развития метрополитена было много споров: как строить – дешево и много или современно и красиво? Метростроители 30-х задали высокую планку архитектуры московского метро, такие станции как Маяковская – не только объекты культурного значения, но и важные туристические объекты. Хорошо, что несмотря на дополнительные и весьма немалые расходы, город принял решение продолжить традиции первых метростроевцев и дизайн каждой новой станции метро делать неповторимым.

А ведь так было не всегда. В период массового строительства в Москве вводились в строй типовые станции, считалось, что в рабочих, удаленных от центра районах красота не нужна, это, мол, архитектурные излишества, с ними надо бороться. Возрождение традиций привело к хорошим результатам. За право воплотить свои замыслы в жизнь лучшие архитекторы Москвы, других городов и стран участвуют в международных конкурсах, а побеждают лучшие из лучших. В прошлом году коллеги из ВЦИОМ провели исследование, в котором москвичи оценивали архитектурный облик станций различного периода строительства. Современные строения последних лет уступили пальму первенства станциям советского периода, но превзошли все остальные периоды строительства метро. Поэтому можно констатировать: ни один мегаполис мира не может сравниться с Москвой не только по темпам строительства метро, но и по качеству сооружений.

Строительство в густонаселенном городе – достаточно сложный процесс. И взаимодействие с населением – немаловажная составляющая этого процесса. Во время нашей дискуссии был отмечен такой парадокс: большинство москвичей хотят, чтобы в районе их проживания было метро, и в то же время большая же часть не хочет жить в доме рядом со станцией метро. В градостроительстве, в социологии, мы называем такую позицию местным эгоизмом – пусть метро будет в районе, только не возле моего дома, пусть дорога будет хорошая, чтобы можно было комфортно въехать и выехать, но не под моим окном. С такой позицией жителей властям приходится сталкиваться во всех мегаполисах всего мира. Решение проблемы – активное взаимодействие с населением на стадии проектной подготовки, поиск компромиссов до начала стадии строительства.

У компании «Мосинжпроект» тоже большой опыт такого взаимодействия. Большинство градостроительных конфликтов разрешаются задолго до начала строительства объекта. Почему это удается? Дело в том, что для эффективного взаимодействия с населением сформирован целый комплекс работ. Мы регулярно проводим социологические исследования, причем, отдельно отслеживаем реакцию в социальных сетях – именно здесь от жителей появляются первые сигналы. Социологические исследования проводим как самостоятельно, так и в сотрудничестве с коллегами из ВЦИОМ. Взаимодействие с населением продолжается и во время процесса строительства. Но внести какие-либо изменения в готовый проект весьма сложно. Поэтому очень важно информировать жителей и договариваться с ними во время предпроектной подготовки, тогда в проект можно внести необходимые коррективы, которые устроят и строителей, и жителей. Такая работа должна проводиться не только при строительстве метро, но и при возведении любых капитальных объектов.

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий