Сопредседатель Московского центра урбанистики (МЦУ) «Город» Алексей Расходчиков принял участие в практикуме «Качество городской среды: интеграция инфраструктуры для улучшения здоровья и безбарьерности». Мероприятие прошло 5 декабря на территории ЦВК «Экспоцентр» в рамках Российской недели здравоохранения-2019.


В качестве спикеров на практикуме выступили вице – президент фонда «Город без барьеров Сергей Чистый, заместитель генерального директора Андрей Новиков, исполнительный директор ассоциации «Здоровые города, районы и поселки» Татьяна Шестакова, доцент кафедры градостроительства МАРХИ Елена Петровская, генеральный директор Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте Александр Авдеев. Речь зашла о безбарьерных и здоровых российских городах, а также способах улучшения качества городской среди и жизни людей.

Сопредседатель МЦУ «Город» отметил, что для жителей Москвы здоровый образ становится все более популярной тенденцией. Большинство начинают внимательнее относиться и к занятиям спортом, режиму сна, отказу от вредных привычек. Вместе с тем, в столице реализуется программа «Здоровый город». Ее цели – улучшение здоровья москвичей, их активное долголетие, рост продолжительности жизни. Однако понятие здравоохранения сегодня становится гораздо шире и уже подразумевает реагирование на запросы населения.

«В целом ситуация по ЗОЖ в Москве хорошая. Есть и парки и оборудованные зоны. Если взять отдельные районы Москвы, то мы увидим высокий запрос на инфраструктуру для занятия детей, спортивные площадки, поликлиники, бассейны. Это то, что необходимо учитывать в новых строительных проектах».

А. Расходчиков уточнил, что потребности населения также важно принимать во внимание при городском развитии территорий. Если раньше специалисты разрабатывали генплан на несколько десятилетий вперед и по нему планомерно застраивали, сегодня это уже не работает. В условиях бурного роста технологий это стало процессом поступательного развития: необходимо вести постоянный диалог с жителями и на основе их запросов вносить изменения. Территории должны становиться гибкими и легко трансформируемыми под разные нужды.

В заключение эксперт отметил, что концепция «здорового города» может быть интересной стратегией для других городов, которые ищут свой путь развития: на чем строить экономику, привлекать население, туристов.

«Тема здорового города легче реализуется в небольшом или среднем городе, нежели в мегаполисе. И она может стать визитной карточкой для некоторых городов нашей страны, если главы администраций поймут, что это может действительно стать толчком для развития территорий».

Сергей Чистый затронул вопросы доступности городской среды для маломобильных граждан. По его словам, это проблема особенно остро проявляется в малых и средних городах России. Одним из факторов является отношение людей к маломобильным группам населения. Так, согласно опросу ФОМ в 2013 и 2016 гг., 40% населения считают, что инвалидам присущи такие черты, как обида на жизнь, агрессивность, капризность и др.

«Возникает психологический феномен – половина населения страны думает об инвалидах таким оригинальным образом: а зачем для нервозных, замкнутых и капризных людей что-то делать. В то же время 5% респондентов на вопрос «что же нужно делать, чтобы инвалидам жилось лучше?» ответили «создавать для них условия». Остальные 95% предлагали выделить больше денег, развить ассистивную помощь и тд. То есть, созданием условий озаботилось только 5% населения».

По словам эксперта, современную безбарьерную среду прорабатывают лишь на уровне отдельных элементов – как адаптировать ступеньку, здание. Однако на уровне улицы, района или города отсутствует единая концепция. По этой причине образуется законодательный вакуум, при котором вопрос создания доступной среды централизованно никак не регулируется.

Чтобы решить эту проблему, по словам С.Чистого, необходимо определить «уровень качества доступности» безбарьерной среды. Понятие заключает в себе такие критерии, как комплексность, непрерывность, обеспечение доступной дислокации системы обслуживания инвалидов, типы и качество использованного оборудования и др. В дальнейшем на основе этих параметров нужно вносить изменения в градостроительные документы. Кроме того, важно разрабатывать стандарты с учетом различия городских территорий.

«Обеспечение вот такого сбалансированного развития городской среды с учетом этих комплексов плюс обеспечение инвалидам доступности создает так называемый комфортный и здоровый город. Потому что если уж этим людям хорошо, то остальным, я считаю, точно хорошо».

Елена Петровская затронула тему влияния окружающей среды на психофизиологическое здоровье человека. В отличие от сельской местности и небольших городов жизнь в мегаполисах негативно сказывается на эмоциональном состоянии жителей. Все происходит на уровне подсознания из-за влияния различных факторов: шумовых колебаний, обильного света и мерцаний, соотношения искусственного света и дневного, ритма жизни.

«Повышение агрессивности в наших городах связано с постоянным фоновым стрессом, и не только социальным».

По мнению эксперта, в городском планировании важна работа с пространственным кодом. На человека оказывает влияние то, как он себя чувствует и воспринимает в пространстве. Современная проблема – работа крупными объемами, которые не образуют силуэт. Люди всегда внимательно работали над силуэтом города, поскольку это системообразующее представление в пространственной карте мозга. Если индивид не спозиционировал себя в пространстве, то это сразу вызывает беспокойство.

«Внимательное отношение к той среде, которая была сформирована исторически нашими предками, это очень серьезный момент. Важно не физически сохранить объект, а сохранить его как элемент структуры и ориентира в местности».

Е.Петровская обратила внимание на европейский опыт развития городов и создания эмоционального комфорта. Этот вопрос стал актуальным в 70-ее годы после массовой застройки. Специалисты разработали «умные» коды для городских территорий в пределах двух-трех миль. Главным принципом стало создание такой среды, в которой баланс озелененности, природных материалов, неба и количества ориентиров благоприятно влиял бы на человека. Отсюда вытекает концепция пешеходного города, которая легла в основу многих западных городов.

«Скоростной транспорт выделен в определенные коридоры, а город существует в пешеходном режиме. Таких трасс, как у нас третье или четвертое транспортное кольцо, нигде нет. Они так спрятаны в городе, что человек с ними нигде не пересекается. Ни с шумом, ни с вибрацией, ни с пылью. То есть, человек приезжает на красивый вокзал и попадает в пешеходный город».

В завершение эксперт резюмировала, что аспекты качества городской среды связаны с физиологией восприятия. Это зависит от функционального, эмоционального, пешеходного зонирования, а также формирования идентичных территорий, где уже должны подключаться сами жители.

«Город должен быть пешеходный, соразмерный, с большим количеством неба и осмысленным формированием в нем площадей и улиц».

Вопросы и обсуждения

0 комментариев

Добавить комментарий